Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Ермаковская основная общеобразовательная школа»
структурное подразделение Ермаковский детский сад
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
КАЗЁННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ "
ЕРМАКОВСКАЯ
ОСНОВНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА"
Подписан: МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЕРМАКОВСКАЯ
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА"
DN: C=RU, S=Свердловская область, STREET="Свердловская
область, Слободо -Туринский район, д.Ермакова д.60",
L=Ермакова, T=Директор, O="МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ""ЕРМАКОВСКАЯ
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА""",
ОГРН=1026602270420, СНИЛС=02591221631,
OID.1.2.643.100.4=6651002753, ИНН=665100226358,
E=ermakooh@mail.ru, G=Ирина Александровна, SN=Сабирова,
CN="МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ""ЕРМАКОВСКАЯ
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА"""
Основание: Я являюсь автором этого документа
Местоположение: место подписания
Дата: 2023-06-05 09:11:09
Foxit Reader Версия: 9.7.2
Программа
по сохранению и укреплению здоровья дошкольников
«Здоровый малыш»
МКОУ «Ермаковская основная общеобразовательная школа»
структурное подразделение Ермаковский детский сад
На 2021- 2024 год
д. Ермакова,2021
Пояснительная записка
В настоящее время улучшение качества образования, состояния здоровья детей,
профилактика заболеваний и коррекция имеющихся нарушений у детей являются одним
из приоритетных направлений нашего государства.
Укрепление здоровья детей должно стать ценностным приоритетом всей воспитательно
- образовательной работы ДОУ: не только в плане физического воспитания, но и обучения
в целом, организации режима, лечебно – профилактической работы, индивидуальной
работы по коррекции, личностно – ориентированного подхода при работе с детьми,
вооружение родителей основными психолого – педагогических знаний, их
валеологическое просвещение. Особенностью организации и содержания учебно –
воспитательского процесса должен стать валеологический подход, направленный на
воспитание у дошкольника потребности в здоровом образе жизни.
Разрабатывая программу
«Здоровый малыш», мы стремились к тому, чтобы
разработанная нами система физического воспитания, включая инновационные формы и
методы, органически входила в жизнь детского сада, не за организовывала бы детей,
сотрудников, родителей, решила вопросы психологического благополучия, нравственного
воспитания, имела связь с другими видами деятельности, и, самое главное, нравилось бы
детям. Развитие детей обеспечивалось бы за счет создания предметно-развивающей среды
и реализации определенных педагогических технологий.
Программа «Здоровый малыш» - это комплексная система воспитания ребенка дошкольника, здорового физически, всесторонне развитого, с развитым чувством
собственного достоинства, педагогов и родителей.
Программа «Здоровый малыш» предполагает возможность самостоятельного отбора
воспитателями, содержания обучения и воспитания. Предлагаются различные методики,
позволяющие использовать в работе как традиционные программы и методы, так и
инновационные для укрепления и сохранения здоровья детей, педагогов и родителей.
Цель программы
Системный подход для укрепления физического, психического и духовного здоровья
дошкольников.
Задачи
1. Охранять и укреплять здоровье детей.
2. Создавать условия для формирования осознанного отношения к своему здоровью.
3. Приобщать детей и взрослых к традициям большого спорта (лыжи, футбол,
ритмика).
4. Создать оптимальный режим дня, обеспечивающий гигиену, комфортное
самочувствие, нервно – психическое и физическое развитие.
5. Обеспечить квалифицированную диагностику состояния здоровья и развития детей
с учѐтом современных научных подходов, мониторинга и оценки влияния
оздоровительных технологий на организм ребенка.
Законодательно – нормативное обеспечение программы:
1. Закон РФ «Об Образовании».
2. Конвенция ООН «О правах ребенка»
3.СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением
главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28.
4. Устав ДОУ.
Объекты программы:
- дети ДОУ;
- педагогический коллектив;
- родители детей, посещающих ДОУ.
Основные принципы программы:
1.Принцип научности–подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на
укрепление здоровья, научно обоснованными педагогов и родителей и практически
апробированными методиками.
2.Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и
родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по
оздоровлению себя и детей.
3.Принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе
всего учебно- воспитательного процесса и всех видов деятельности.
4.Принцип социальной компенсации – обеспечение социальной и правовой защиты детей.
Разрабатывая программу «Здоровый малыш», мы стремились к тому, чтобы
разработанная нами система оздоровительной работы с детьми , включающая в том числе
и инновационные формы и методы, органически входила в жизнь д/сада, не за
организовывала бы детей , сотрудников, родителей, имела связь с другими видами, и
самое главное, нравилась бы детям.
Программа определяет основные направления оздоровления детей в ДОУ, задачи, а
также пути их реализации.
Актуальность программы, анализ исходного состояния:
Здоровье – это сложное понятие, включающее характеристики физического и
психического развития человека, адаптационные возможности его организма, его
социальную активность, которые в итоге т обеспечивают определенный уровень
умственной физической работоспособности.
В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое ухудшение
состояния здоровья детей, и поэтому оздоровление детей является одной из
первоочередных задач, стоящих перед обществом.
Актуальность проблемы предупреждения различных заболеваний определяется
высокой заболеваемостью детей дошкольного возраста, отрицательным влиянием
повторных случаев на их состояние здоровья, формированием рецидивирующей и
хронической патологией.
На сегодняшний день в дошкольном возрасте практически здоровые дети составляют
3-4 %, с нарушением осанки-50- 60 %, с плоскостопием-30 %.За последние годы
состояние здоровья детей прогрессивно ухудшается. Рождение здорового ребенка стало
редкостью, растет число недоношенных детей, число врожденных аномалий, число детей
с речевыми расстройствами. Не утешают результаты состояния здоровья детей,
поступающих в детский сад. Так, на начало 2021-2022 учебного года 8 воспитанников
ДОУ распределены по группам здоровья следующим образом:
1-я группа – 3 человека / %/
2-я группа – 5 человек / %/
3-я группа – человек / %/
Группа часто болеющих детей (ЧБД) – 4 человека.
Причин роста патологий множество. Это плохая экология и несбалансированное
питание, снижение двигательной активности, информационные и нейропсихические
перегрузки.
Возможность постоянного поиска путей укрепления здоровья детей, формирование у
них основ здорового образа жизни, разностороннего развития двигательных способностей
убеждает в том, что до настоящего времени в ДОУ не полностью реализуется
оздоровительное влияние физического воспитания, естественных факторов природы на
организм ребенка. Поэтому актуален поиск новых средств сохранения и укрепления
здоровья детей.
В результате этого в детском саду была разработана программа «Здоровый малыш» и
приложения к ней – методические рекомендации по физическому развитию и
оздоровлению детей в дошкольном учреждении. Программа «Здоровый малыш»
комплексно подходит к решению проблемы сохранения, укрепления и коррекции
здоровья детей.
Для реализации программы в детском саду имеются следующие условия:
Медицинский кабинет который полностью не оснащен медицинским
оборудованием, медицинское обслуживание детей в ДОУ осуществляется
фельдшером Ермаковского ФАП.
Физкультурный
зал,
который
оборудован
необходимым
инвентарем:
гимнастической скамейкой, гимнастическими палками, мячами разных размеров,
обручами, скакалками и другим необходимым оборудованием. Недостаточное
количество и качество спортивного инвентаря и оборудования не обеспечивают
высокую моторную плотность физкультурных занятий.
Методическая литература для организации эффективной двигательной активности
детей, развития основных видов движений.
В группе имеется спортивный уголок, где дети занимаются как самостоятельно,
так и под наблюдением педагога.
Концепция программы
Здоровье детей дошкольного возраста социально обусловлено и зависит от таких
факторов, как состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность,
условия жизни и воспитания ребенка в семье, в образовательном учреждении. Значимыми
факторами, формирующими здоровье детей, является система воспитания и обучения,
включающая физическое воспитание, охрану психического здоровья, а также
организацию медицинской помощи. Начинать формировать здоровье нужно в детстве,
когда наиболее прочно закладывается опыт оздоровления, когда стимулом является
природное любопытство ребенка, желание все узнать и все попробовать, возрастная
двигательная активность и оптимизм.
Укрепление здоровья детей должно стать ценностным приоритетом всей
воспитательно-образовательной работы ДОУ: не только в плане физического воспитания,
но и обучения в целом, организации режима, лечебно-профилактической работы,
индивидуальной работы по коррекции, личностно-ориентированного подхода при работе
с детьми, вооружение родителей основами психолого-педагогических знаний, их
просвещение. Особенностью организации и содержания учебно-воспитательного процесса
должен стать интегрированный подход, направленный на воспитание у дошкольника
потребности в здоровом образе жизни.
Основные принципы программы:
1. Принцип научности– подкрепление всех необходимых мероприятий, направленных
на укрепление здоровья, научно-обоснованными и практически апробированными
методиками.
2. Принцип активности и сознательности– участие педагогов и родителей в поиске
новых эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению
себя и детей.
3. Принцип комплексности и интегративности– решение оздоровительных задач в
системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.
Основными направлениями программы «Здоровый малыш» являются:
1. Материально-техническое оснащение оздоровительного процесса в ДОУ.
2. Воспитательно-образовательное направление.
3. Лечебно-профилактическое направление.
4. Мониторинг реализации программы.
Задачи и пути реализации оздоровительной работы по каждому из направлений
программы:
1. Материально-техническое оснащение оздоровительного процесса в ДОУ.
Задача: Совершенствование здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Пути реализации:
В ДОУ имеется физкультурно- музыкальный зал, в котором для проведения
непосредственно образовательной деятельности имеется: музыкальный центр, ноутбук,
необходимые музыкальные инструменты, дидактические игры:
- спортивное оборудование: гимнастическая скамейка, массажные коврики для
профилактики плоскостопия, мячи, скакалки, обручи, гимнастические палки, мешочки с
песком, кегли и другое;
- на территории детского сада имеется игровая и спортивная площадки для увеличения
двигательной активности детей на прогулке;
- имеются разные виды картотек: подвижные игры с атрибутами: для развития
основных видов развития, картотека физкультминуток:
- в группе имеется уголок движения (спортивный уголок), где дети занимаются как
самостоятельно, так и под наблюдением педагога.
Обновление материально – технической базы:
- пополнить спортинвентарь: спортивный мат, гимнастическая стенка, наклонные
доски, ребристые доски, лестница для перешагивания и развития равновесия;
- приобретение столов в соответствии с ростом детей;
- приобретение мебели
-замена устаревшего мягкого инвентаря: матрацы, подушки, одеяла.
2. Воспитательно-образовательное направление
Задача: Организация рациональной двигательной активности детей
Забота о здоровье детей в нашем ДОУ складывается из создания условий,
способствующих благоприятному развитию организма. Наиболее управляемым фактором
внешней среды является двигательная нагрузка, влияние которой в пределах оптимальных
величин может оказывать целенаправленное воздействие на оздоровление. Двигательная
активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является
важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Активная
двигательная деятельность способствует:
повышению устойчивости организма к воздействию патогенных микроорганизмов
и неблагоприятных факторов окружающей среды;
совершенствованию реакций терморегуляции организма, обеспечивающих его
устойчивость к простудным заболеваниям;
повышению физической работоспособности;
нормализации деятельности отдельных органов и функциональных систем, также
возможной коррекции врождённых или приобретённых дефектов физического
развития;
повышению тонуса коры головного мозга и созданию положительных эмоций,
способствующих охране и укреплению психического здоровья.
Основные принципы организации двигательной активности в детском саду:
1. Физическая нагрузка должна быть адекватна возрасту, полу ребёнка, уровню его
физического развития, биологической зрелости и здоровья.
2. Двигательную
активность
необходимо
сочетать
с
общедоступными
закаливающими процедурами.
3. Обязательное включение в комплекс физического воспитания элементов
дыхательной гимнастики.
4. Проведение физкультурных мероприятий с учетом медицинских ограничений и
сроков, с использованием классических методов и современных технологий.
5. Включение в гимнастику и занятия элементов корригирующей гимнастики для
профилактики плоскостопия и нарушения осанки.
Формы организации двигательной активности в ДОУ:
физические занятия в зале и на спортивной площадке
утренняя гимнастика
физкультминутки
оздоровительно- игровые, динамические часы, часы двигательного творчества на
прогулках и в спортивных центрах в группах
оздоровительный бег
физкультурные досуги, праздники, “Дни здоровья”
индивидуальная работа с детьми по овладению ОВД
Пути реализации рациональной двигательной активности детей:
выполнение режима двигательной активности всеми педагогами ДОУ
преобладание циклических упражнений на физкультурных занятиях для
тренировки и совершенствования общей выносливости как наиболее ценного
оздоровительного качества;
использование игр, упражнений соревновательного характера на физкультурных
занятиях.
Задача: Воспитание у детей культуры здоровья, вооружение знаниями, умениями и
навыками для формирования привычки к здоровому образу жизни.
Необходимость воспитания физической культуры подчеркивают исследования,
подтверждающие, что здоровье человека лишь на 7–8% зависит от успехов
здравоохранения и более чем на 60% - от его образа жизни. В связи с этим актуально
воспитание культуры здоровья уже в дошкольном детстве. Становление культуры
человека обусловлено, прежде всего, процессом воспитания, педагогическим
взаимодействием взрослого с ребенком, широким спектром педагогических средств и
приемов.
Физическая культура здоровья дошкольника состоит из трех компонентов:
1. осознанного отношения к здоровью и жизни человека;
2. знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его;
3. компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать
задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с
оказанием элементарной медицинской помощи.
Для
реализации
данной
задачи
предполагается
продолжение целенаправленной работы
по
воспитанию
культуры
здоровья,
формированию привычек к здоровому образу жизни через такие формы работы с детьми,
как:
режимные моменты;
тематические занятия познавательной направленности (1 раз в 2 месяца в младших,
средних группах, 1 раз в месяц в старших и подготовительных);
физкультурные занятия;
закаливающие процедуры после дневного сна;
организацию и проведение дней Здоровья (1 раз в квартал);
Формы работы с родителями:
ежегодные беседы по формированию здорового образа жизни дошкольников
тематические родительские собрания
совместные детско-родительские мероприятия (физкультурные праздники,
развлечения и т. п.)
консультации специалистов (индивидуальные, групповые, стендовые, на сайте
ДОУ)
Задача: Психическое развитие детей и профилактика их эмоционального
благополучия.
Психическое здоровье детей обусловливается их полноценным психическим
развитием, которое, в свою очередь, предполагает развитие базовых психических
процессов дошкольников – восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления
(анализа, синтеза, обобщения, классификации), речи. Эта задача решается через
реализацию образовательной программы ДОУ:
- создание полноценной предметно-развивающей среды в группах;
- организацию игровой деятельности детей;
- индивидуальную коррекционную работу с детьми педагога.
- Важное значение имеет сформированность взаимодействия полушарий головного
мозга. Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта.
Педагоги используют кинезиологические упражнения, направленные на развитие
межполушарного взаимодействия:
пальчиковая гимнастика;
артикуляционная гимнастика;
Профилактика эмоционального благополучия детей в нашем ДОУ осуществляется в
двух основных направлениях:
обеспечение более благоприятного течения периода адаптации вновь прибывших
детей,
создание благоприятной эмоциональной обстановки в каждом детском коллективе.
Более благоприятное течение периода адаптации вновь прибывших детей
обеспечивается через комплекс психолого-педагогических мероприятий:
- анкетирование родителей с целью изучения индивидуальных особенностей каждого
ребенка;
- ведение воспитателями адаптационных листов наблюдений за каждым ребенком;
- гибкий график последовательного введения вновь прибывших детей в группу;
- постепенное увеличение времени пребывания детей в группе;
- использование специальных педагогических приемов (знакомство ребенка с жизнью в
детском саду, организация фотовыставки «Моя семья», введение в групповую
предметную среду любимых домашних игрушек детей и др.);
- создание эмоционального комфорта при укладывании детей на дневной сон;
- психолого-педагогическое просвещение родителей (групповые, индивидуальные и
стендовые консультации);
Создание благоприятной эмоциональной обстановки в каждом детском коллективе
обеспечивается через использование форм работы, а также применение психологопедагогических методов и приемов, направленных на предупреждение нежелательных
аффективных проявлений у детей:
диагностика эмоционального благополучия детей через наблюдение, анализ
продуктивных видов деятельности детей, использование проективных методик;
индивидуальные консультации психолога с воспитателями и родителями;
индивидуальные беседы педагога-психолога с воспитанниками;
обеспечение спокойной обстановки в групповом помещении (избегать чрезмерно
громкой речи, оперативно реагировать на конфликтные ситуации между детьми);
подвижные, сюжетно-ролевые игры, драматизация;
обеспечение условий для полноценного дневного сна (режим проветривания,
создания спокойной обстановки, соблюдение «ритуалов» подготовки ко сну);
организация «уголков психологической разгрузки» (зон уединения детей) в
группах;
создание ситуации успеха для каждого ребенка на занятиях и в свободной
деятельности;
формирование культуры общения детей;
проведение досугов, развлечений, праздников (в т.ч. совместных на возрастных
параллелях, с родителями) и др.;
музыкально-оздоровительная работа (предполагает использование на занятиях,
следующих здоровьесберегающих технологий: валеологические песенки-распевки,
дыхательная и артикуляционная гимнастика, игровой массаж, пальчиковые и
речевые игры, музыкотерапия)
Для достижения цели в ходе реализации программы решаются следующие задачи:
1. Нормализация негативного состояния детей.
2. Десенсибилизация страхов, снижение тревожности.
3. Развитие уверенности у детей.
4. Формирование навыков общения со взрослыми и детьми.
5. Коррекция поведения с помощью сказкотерапии, формирование адекватных
форм поведения.
Результативность работы по программам отслеживается диагностикой.
В ходе диагностики используются диагностические методы:
Опрос воспитателей и родителей по анкетам:
1. «Выявление тревожного ребёнка»,
2. «Признаки агрессивности»
3. Тест тревожности
4. Рисуночный метод.
Необходимость обучения детей приемам релаксации обусловлена тем, что
большинству детей свойственно нарушение равновесия между процессами возбуждения и
торможения, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство. Любые, даже
незначительные стрессовые ситуации перегружают их слабую нервную систему.
Мышечная и эмоциональная раскованность — важное условие для становления
естественной речи и правильных телодвижений. Детям нужно дать почувствовать, что
мышечное напряжение по их воле может смениться приятным расслаблением и
спокойствием. Установлено, что эмоциональное возбуждение ослабевает, если мышцы в
достаточной степени расслаблены.
Примеры релаксационных упражнений
3. Лечебно-профилактическое направление
Задача: Совершенствование системы профилактическо-оздоровительной работы.
Профилактическо-оздоровительная работа в нашем ДОУ должна быть направлена в
первую очередь на выполнение правил СанПиН. Большое внимание следует уделить
профилактическим мероприятиям:
осуществлять проветривание помещения, в которых пребывают дети, в
соответствии с графиком;
дважды в день проводить влажную уборку групповых помещений;
не загромождать групповые и спальные помещения мебелью, коврами;
для обеспечения естественного освещения помещений шторы на окнах должны
быть укороченными;
2 раза в год необходимо выполнять сушку, выморозку постельных
принадлежностей (матрацев, подушек, одеял);
2 раза в год осуществлять чистку ковровых изделий (летом - стирка, зимой чистка снегом);
правильно осуществлять подбор и расстановку комнатных растений;
своевременно (до начала цветения) производить покос газонов и участков;
соблюдать правила применения и хранения моющих средств;
во время карантинных мероприятий строго придерживаться санэпидрежима.
Профилактически-оздоровительная работа с детьми в ДОУ осуществляется:
1) специфической иммунопрофилактикой. Ее цель – усилить или ослабить
формирование иммунитета к возбудителю конкретного заболевания. Иммунитет за
последнее столетие явно снизился. Об этом свидетельствует рост хронических
воспалительных заболеваний. Вакцино профилактика стала ведущим методом борьбы с
инфекционными заболеваниями. Активная профилактическая вакцинация детей должна
проводиться в соответствии с национальным календарем профилактических прививок и
быть направленной на выработку общего специфического иммунитета.
2) неспецифическая иммунопрофилактика. Методов неспецифической профилактики
болезней много, поскольку они представляют собой совокупность методов стимуляции
скрытых резервов защитных сил организма, их совершенствования, гибкости,
универсальности. К средствам повышения неспецифической резистентности организма
относятся:
плановые оздоровительные мероприятия (фито- и витаминотерапия);
закаливающие мероприятия;
нетрадиционные методы – дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж;
профилактика нарушения осанки, сколиоза и плоскостопия, близорукости.
Система оздоровительной работы
№
п\
п
1.
2.
2.
1.
2.
2.
2.
3.
Мероприятия
Обеспечение здорового ритма
жизни
- щадящий режим / в адаптационный
период/
- гибкий режим дня
- определение оптимальной
нагрузки на ребенка с учетом
возрастных и индивидуальных
особенностей
- организация благоприятного
микроклимата
Двигательная активность
Утренняя гимнастика
Непосредственная образовательная
деятельность
по
физическому
развитию
- в зале;
- на улице.
Спортивные упражнения (санки,
лыжи, велосипеды и др.)
Группы
Периодичность
Ответственны
е
Воспитатель
Все
подгруппы
Ежедневно в
адаптационный
период
ежедневно
ежедневно
Все
подгруппы
Все
подгруппы
Ежедневно
Воспитатель
Ежедневно
Воспитатель
Все
подгруппы
Во всех
подгруппах
Воспитатель
2 р. в неделю
1 р. в неделю
2 р. в неделю
2.
4.
Элементы спортивных игр
2.
5
Активный отдых
Воспитатель
- физкультурный досуг;
- поход в лес.
Физкультурные праздники (зимой,
летом)
Все подгруппы
Воспитатель
«День здоровья»
1 р. в год
«Лыжня России»
1 р. в год
Каникулы
(непосредственно
1 р. в год (в
образовательная деятельность не все подгруппы соответствии с Воспитатель
проводится)
годовым
календарным
учебным
графиком)
2.
6.
2.
7.
3.
3.
1.
3.
2.
старшая,
2 р. в неделю
подготовител
ьная
Все подгруппы
1 р. в месяц
Воспитатель
Лечебно – профилактические
мероприятия
Витаминотерапия
Все
подгруппы
Профилактика
гриппа Группа
(проветривание после каждого
Воспитатель
Воспитатель
В
неблагоприятны
Воспитатель,
часа,)
3.
3.
3.
4.
4.
Проветривание
после
занятия
Физиотерапевтические процедуры
(кварцевание)
Фитонезидотерапия (лук, чеснок)
Закаливание
4.
1.
4.
2.
4.
3.
4.
4.
Мытьё рук, лица
4.
5.
Мытьё рук, лица
Контрастные воздушные ванны
Ходьба босиком
Облегчённая одежда детей
По
показаниям
врача
Все
подгруппы
Все
подгруппы
Все
подгруппы
Все
подгруппы
Все
подгруппы
Все
подгруппы
й период (осень, младший
весна)
воспитатель
В течение года
Воспитатель
Осень, весна
Воспитатель
В неблагопр.
период
(эпидемии
гриппа,
инфекции в
группе)
Воспитатели,
медсестра
После дневного Воспитатель
сна
Лето
Воспитатель
В течение дня
Воспитатель,
мл.
воспитатели
Несколько раз в Воспитатель
день
Модель закаливания детей дошкольного возраста
фактор мероприятия
вода
воздух
периодичност
ь
дозировка
полоскание рта после каждого
приема
пищи
Обливание ног после дневной
прогулки
ежедневно
3 раза в день
Умывание
ежедневно
50-70 мл
воды
t воды +20
нач.t воды
+18+20
20-30 се
t воды
+28+20
облегченная
одежда
одежда по
сезону
прогулка на
свежем
воздухе
место в
режиме дня
после каждого
приема
пищи, после
проулки
в течении
дня
на прогулках
после занятий,
после
сна
июнь-август
ежедневно
ежедневно,
в течение года
ежедневно,
в течение года
ежедневно,
в течение года
4-5
ле
т
+
5-6
ле
т
+
6-7
ле
т
+
+
+
+
+
+
+
-
+
+
+
-
+
+
+
от 1,5 до
3часов, в
зависимост
и от
сезона и
погодн
+
+
+
утренняя
гимнастика на
воздухе
-
физкультурны
е
занятия на
воздухе
-
воздушные
ванны
после сна
выполнение
режима
проветривания
помещения
дневной сон с
открытой
фрамугой
бодрящая
гимнастика
дыхательная
гимнастика
дозированные
солнечные
ванны
Рецепт
о
ры
в
зависимост
и от
возраста
В течении года 20-30 мин.,
в
зависимост
и от
возраста
ежедневно,
5-10 мин.,в
в течение года зависимост
и от
возраста
июнь-август
ежедневно,
6 раз в день
в течение года
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
-
в теплый
период
+
+
+
после сна
ежедневно,
в течение года
ежедневно,
в течение года
+
+
+
3-5
упражнений
+
+
+
с 9.00 до
10.00 ч.
по графику
до 25
мин. до 30
мин
3-5 мин
+
+
+
+
+
+
на прогулке
по графику
во время
утренней
зарядки, на
физкультурно
м
занятии, на
прогулке,
после сна
на прогулке
июнь-август
июнь-август
с учетом
погодных
условий
t
возд.+15+16
босохождение
в
обычных
условиях
пальчиковая
гимнастика
контрастное
босохождение
(песок-трава
в течение дня
ежедневно,
в течение года
перед
завтраком
на прогулке
ежедневно
5-8 мин
+
+
+
от 10 до
15мин
+
+
+
самомассаж
после сна
июнь-август
с учетом
погодных
условий
в течение года
+
+
+
массаж стоп
перед сном
в течение года
2 раза в
неделю
1 раз в
неделю
+
+
Закаливающие мероприятия
Одним из основных направлений оздоровления детей является использование
комплекса закаливающих мероприятий.
Закаливание – это активный процесс, представляющий совокупность методов
стимуляции скрытых резервов защитных сил организма, их совершенствования,
гибкости, универсальности. Закаливающий эффект достигается систематическим,
многократным воздействием того или иного закаливающего фактора и постепенным
повышением его дозировки.
Необходимо осуществлять единый подход к оздоровительно-закаливающей работе с
детьми со стороны всего персонала ДОУ и родителей.
Ведущими научно-обоснованными методами эффективного закаливания в нашем ДОУ
являются:
- контрастные температурные воздействия (контрастно-воздушные и воздушные
ванны), которые способствуют развитию и совершенствованию системы физической
терморегуляции, плохо функционирующей в первые годы жизни. Обязательным условием
проведения воздушных ванн является температура воздуха в помещениях. Для детей
дошкольного возраста температура воздуха должна находиться в диапазоне 18-20
градусов в зависимости от большей или меньшей двигательной активности детей и их
числа;
- босохождение, которое является эффективным закаливающим средством при
условии постепенного его использования детьми;
- циклические упражнения в облегченной, не стесняющей движений одежде, на
занятиях и прогулках, обладающие хорошим закаливающим и оздоровительным эффектом;
Новые, нетрадиционные методы иммунопрофилактики
К ним относятся дыхательная гимнастика, упражнения для профилактики
близорукости, плоскостопия и нарушения осанки, самомассаж, релаксационные
упражнения, способствующие стабилизации и активизации энергетического потенциала
организма и повышению пластичности сенсомоторного обеспечения психических
процессов. Данные методы необходимо ввести в систему оздоровительных мероприятий.
Дыхательная гимнастика: Одной из важнейших целей организации правильного
дыхания у детей является формирование у них базовых составляющих произвольной
саморегуляции. Ведь ритм дыхания — единственный из всех телесных ритмов,
подвластный спонтанной, сознательной и активной регуляции со стороны человека.
Тренировка делает глубокое медленное дыхание простым и естественным, регулируемым
непроизвольно.
В начале курса занятий необходимо уделить большое внимание выработке
правильного дыхания, что оптимизирует газообмен и кровообращение, вентиляцию всех
участков легких, массаж органов брюшной полости; способствует общему оздоровлению
и улучшению самочувствия. Правильное дыхание успокаивает и способствует
концентрации внимания.
Дыхательные упражнения всегда должны предшествовать самомассажу и другим
заданиям. Основным является полное дыхание, т.е. сочетание грудного и брюшного
дыхания; выполнять его нужно сначала лежа, потом сидя и, наконец, стоя. Пока ребенок
не научится дышать правильно, рекомендуется положить одну его руку на грудь, другую на живот (сверху зафиксировать их руками взрослого — психолога, педагога, родителей)
для контроля полноты дыхательных движений.
После выполнения дыхательных упражнений можно приступать к самомассажу и
другим упражнениям, способствующим повышению психической активности ребенка,
увеличению его энергетического и адаптационного потенциала.
Комплекс дыхательных упражнений
Массаж и самомассаж: Механизм действия массажа заключается в том, что
возбуждение рецепторов приводит к различным функциональным изменениям во
внутренних органах и системах. Массаж в области применения оказывает механическое
воздействие на ткани, результатом которого являются передвижение тканевых жидкостей
(крови, лимфы), растяжение и смещение тканей, активизация кожного дыхания.
Формирование и коррекция осанки. Профилактика плоскостопия.
В дошкольном возрасте осанка ребенка только формируется и любое нарушение
условий этого формирования приводит к патологическим изменениям. Скелет
дошкольника обладает лишь чертами костно-мышечной системы. Его развитие еще не
завершено, во многом он состоит из хрящевой ткани. Этим обусловлены дальнейший рост
и в то же время сравнительная мягкость, податливость костей, что грозит нарушением
осанки при неправильном положении тела, отягощении весом и т.д. Особую опасность
неправильная поза представляет для малоподвижных детей, удерживающие тело в
вертикальном положении, не получают у них должного развития.
Осанка зависит от общего состояния скелета, суставно-связочного аппарата, степени
развития мышечной системы.
Наиболее
действенным
методом
профилактики
патологической
осанки
является правильное физическое воспитание ребенка. Оно должно начинаться с первого
года жизни. Это очень важно, так как осанка формируется с самого раннего возраста. По
мере роста малыша постепенно включаются новые средства физического воспитания. К 7
годам у здорового дошкольника позвоночник, как правило, приобретает нормальную
форму и соответственно вырабатывается правильная осанка.
Нередко плоскостопие является одной из причин нарушения осанки. При
плоскостопии, сопровождающемся уплотнение свода стоп, резко понижается опорная
функция ног, изменяется положение таза, становится трудно ходить.
Основной причиной плоскостопия является слабость мышц и связочного аппарата,
принимающих участие в поддержании свода.
В основе профилактики лежит, во-первых, укрепление мышц, сохраняющих свод, вовторых, ношение рациональной обуви и, в-третьих, ограничение нагрузки на нижние
конечности.
Главным средством профилактики плоскостопия является специальная гимнастика,
направленная на укрепление мышечно-связочного аппарата стоп и голени. Такие виды
движения и бег не только хорошо воздействует на весь организм, но и служат
эффективным средством, предупреждающим образование плоскостопия. Особенно
полезна ходьба на носках и наружных краях стопы.
Литература с комплексами упражнений для профилактики плоскостопия и нарушений
осанки
Ожидаемые результаты программы «Здоровый малыш»
снижение уровня заболеваемости;
закрепление оздоровительных мер в виде устойчивого психоматического
состояния.
формирование навыков здорового образа жизни.
улучшение физического развития детей (рост, масса тела).
улучшение показателей развития основных физических качеств (силы, быстроты,
координации, гибкости)
стабилизация психоэмоционального состояния у детей:
-десенсибилизация страхов, снижение тревожности.
-развитие уверенности у детей.
-формирование навыков общения со взрослыми и детьми.
-коррекция поведения с помощью сказкотерапии, формирование адекватных форм
поведения.
синхронизация работы полушарий головного мозга.
развитие мышления, памяти, внимания, речи.
нормализация артикуляционной моторики, нормализация тонуса
артикуляционного аппарата.
укрепление мелкой моторики рук, развитие координаций движений.
нормализация речевого дыхания и, связанная с ним, плавность речи.
развитие умения изменять высоту и силу голоса.
мышц
Мониторинг реализации программы «Здоровый малыш»
Критерии
Развития
физических
качеств
Усвоения
основных
двигательных
навыков
Заболеваемость
Уровень
сформированнос
ти
представлений и
практических
умений
Показатели
Инструмента
рий
Количество
воспитанников
с высоким,
средним,
низким уровнем
развития
физических
качеств,
Количество
воспитанников
с высоким
уровнем
усвоения
двигательных
навыков
общая
заболеваемость,
простудная
заболеваемость,
заболеваемость
детей в случаях
на 1 ребенка,
заболеваемость
в днях
на 1 ребенка,
индекс
здоровья.
Количество
воспитанников
с высоким
уровнем
усвоения задач
по
ЗОЖ
Методика
Н.А.
Ноткиной,
Г.Лесковой
Формула
В.И.Усакова
«Темпы
прироста
Сроки
Сентябрь
Май
Ожидаемый
результат
Ежегодное
повышение уровня
развития
физических качеств
и двигательных
навыков на %.
Сентябрь
Май
Расчет
формулы
заболеваемо
сти,
формула
индекса
здоровья
Ежемесячно
Методика
проведения
диагностики
«Человек и
его
здоровье»,
Е.В.
Гончарова
Сентябрь Май Сформировано
ценностное
отношение к своему
здоровью и
позитивных мотивов
к ведению здорового
образа жизни.
Сформировано
психоэмоционально
е благополучие
детей.
1 раз в
квартал
Снижена
заболеваемость.
Ежегодное
увеличение индекса
здоровья на %,
Май
Январь
Функциональные обязанности работников ДОУ в рамках реализации
программы «Здоровый малыш»
Руководитель ДОУ:
общее руководство по внедрению программы
анализ реализации программы - 2 раза в год
контроль по соблюдению охраны жизни и здоровья детей
Педагог:
определение показателей двигательной подготовленности детей
внедрение здоровьесберегающих технологий
коррекция отклонений физического развития
пропаганда здорового образа жизни
включение в физкультурные занятия:
упражнений для профилактики нарушений осанки, плоскостопия
упражнений на релаксацию
дыхательных упражнений
закаливающие мероприятия
сниженная температура воздуха
облегченная одежда детей
проведение спортивных праздников, развлечений, Дней здоровья
пропаганда здорового образа жизни
• реализация оздоровительно-профилактической работы по годовому плану
Заместитель по хозяйственной части:
создание материально-технических условий
контроль за выполнением младшим обслуживающим персоналом санитарногигиенических условий при реализации программы «Здоровый малыш»
создание условий для предупреждения травматизма в ДОУ
обеспечение ОБЖ
Повар:
организация рационального питания детей
контроль за соблюдением технологий приготовления блюд
контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм на пищеблоке
Младший обслуживающий персонал:
соблюдение санитарно-охранительного режима
помощь педагогам в организации образовательного процесса, физкультурнооздоровительных мероприятий
Модель двигательного режима по всем возрастным подгруппам
Средняя группа
Подвижные игры во
время приёма детей
Утренняя
гимнастика
Физкультминутки
Музыкально –
ритмические
движения
Непосредственная
образовательная
деятельность по
физическому
развитию
(2 в зале, 1 на улице
Подвижные игры:
- сюжетные;
- бессюжетные;
- игры-забавы;
- соревнования;
- эстафеты;
- аттракционы
Оздоровительные
мероприятия:
- гимнастика
пробуждения
- дыхательная
гимнастика
Физические
упражнения и
игровые
задания:
- артикуляционная
гимнастика;
- пальчиковая
гимнастика;
- зрительная
гимнастика.
Физкультурный
досуг
Спортивный
праздник
Самостоятельная
двигательная
деятельность детей в
течение дня
2-3 мин
НОД по
музыкальному
развитию 20 мин.
3 раза в неделю 20
мин.
Подготовительная
группа
Ежедневно7-10 мин. Ежедневно10-12
мин.
Ежедневно 7-10 мин. Ежедневно10-12
мин.
2-3 мин.
2-3 мин
НОД по
НОД по
музыкальному
музыкальному
развитию 25 мин
развитию 30 мин
3 раза в неделю 25
3 раза в неделю 30
мин.
мин.
Ежедневно не
менее двух игр по
7-8 мин.
Ежедневно не
менее двух игр по
8-10 мин.
Ежедневно не
менее двух игр по
10-12 мин.
Ежедневно 6 мин.
Ежедневно 7 мин.
Ежедневно 8 мин.
Ежедневно,
сочетая
упражнения по
выбору 6-8 мин.
Ежедневно,
сочетая
упражнения по
выбору 8-10 мин.
Ежедневно,
сочетая
упражнения по
выбору 10-15 мин.
Ежедневно 5-7мин.
Ежедневно 5-7мин
Старшая группа
1 раз в месяц по
1 раз в месяц по
1 раз в месяц по
15-20 мин.
15-20 мин.
15-20 мин.
2 раза в год по15-20 2 раза в год по25-30 2 раза в год по30-35
мин.
мин.
мин.
Ежедневно. Характер и продолжительность зависят от
индивидуальных данных и
потребностей детей.
Проводится под руководством воспитателя.
Малоподвижные дети вовлекаются в активную двигательную деятельность на протяжении
всего дня.
Важно помнить: дети не устают, если часто менять движения, их темп, амплитуду и
место выполнения. Разнообразная деятельность не только не утомляет ребенка, а наоборот
– снимает утомление, активизирует память, мышление, все психические процессы.
Модель двигательной деятельности детей на день.
Первая половина дня
- Прием детей на воздухе в теплое время
года,
- утренняя гимнастика (подвижные игры,
игровые сюжеты),
- прогулка со стимуляцией двигательной
активности)
- Физкультурное занятие
- физкультминутки на занятиях
Вторая половина дня
- Гимнастика пробуждения
- Коррегирующая гимнастика
( ходьба по массажным дорожкам)
- Физкультурный досуг (игры и
развлечения)
-Самостоятельная двигательная активность
«Работа с педагогом и родителями по освоению и использованию
здоровьесберегающих технологий»
1. Коррекция отдельных отклонений в физическом развитии детей, коррекция отдельных
отклонений в психическом развитии детей, коррекция речевых нарушений у детей.
2. Систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров.
Обучение участников оздоровительного процесса основам медико-педагогических знаний
и современными технологиями оздоровления детей
3. Анализ результатов эффективности оздоровительной работы в ДОУ
Организационные методические мероприятия:
1. Знакомство и внедрение в практику работы ДОУ новых программ, технологий в
области физического воспитания детей дошкольного возраста.
2. Разработка систем физического воспитания, основанных на индивидуальнопсихологическом подходе.
3. Внедрение современных методов мониторинга здоровья.
4. Диагностика состояния здоровья детей.
5. Внедрение педагогических методов коррекции.
6. Внедрение сбалансированного разнообразного питания.
7. Пропаганда здорового образа жизни.
8. Обучение дошкольников здоровому образу жизни, проведение бесед, валеологических
занятий, психологических тренингов, привитие дошкольникам
Систематическое повышение квалификации педагогов и медицинских кадров.
Организация методических мероприятий:
внедрение новых технологий и разработок
методы мониторинга здоровья
диагностика развивающей среды
Формирование определенного отношения к инновационной деятельности. При этом важен
не формальный, а активный творческий подход педагогов к работе с дошкольниками.
Задачи работы с родителями:
Повышение педагогической культуры родителей.
Пропаганда общественного дошкольного воспитания.
Изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного
воспитания.
Установка на совместную работу с целью решения всех психолого-педагогических
проблем развития ребѐнка, с их включением в оздоровительный процесс.
План изучения семьи:
1. Структура семьи и психологический климат (сколько человек, возраст, профессия,
отношения родителей с детьми).
2. Стиль и фон семейной жизни: какие впечатления преобладают – положительные или
отрицательные, причины семейных конфликтов.
3. Социальный статус отца и матери в семье, степень участия в воспитательном процессе,
наличие желания воспитывать ребѐнка.
4. Воспитательный климат семьи, уровень педагогической культуры, подготовленность
родителей, знание своего ребенка, адекватность оценок своего поведения
Работа с родителями
Сроки
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Мероприятия
- оформление «Уголка здоровья»;
- консультация
- стенд « Одежда и здоровье детей»;
- День здоровья – экскурсия в школьный сад.
-« Осенний бал» с элементами спортивных игр;
-беседа «беседа изготовление чесночных бус для
профилактики заболеваний верхних дыхательных
путей»;
- консультация в «Уголке здоровья» по профилактике
гриппа;
- экскурсия
- привлечение родителей к зимним постройкам;
-«Новогодний бал» с элементами спортивных игр;
- консультация «О детском травматизме»;
- день здоровья « Зимние игры»;
- консультация « Уголке здоровья» «Основы
правильного питания»
-музыкально – спортивное развлечение, посвященное
Дню защитников Отечества;
- консультация «Чистота –та же красота»
-музыкально – спортивный праздник « Масленица» ;
- музыкально- физкультурное развлечение «8 марта».
-Досуг «Путешествие в страну здоровья»
-Уборка территории;
-выпускной бал.
Ответственный
Воспитатель
руководитель
Воспитатель
руководитель
Воспитатель
Воспитатель
руководитель
Воспитатель
руководитель
Воспитатель
руководитель
Воспитатель
руководитель
Воспитатель
Родитель
Воспитатель
руководитель