Учебный план для обучающихся АООП с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2024 -2025 учебный год

Подписан: Сабирова Ирина Александровна
DN: C=RU, S=Свердловская область, L=Ермакова, T=Директор, O="
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
""ЕРМАКОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА""",
СНИЛС=02591221631, ИНН=665100226358, E=ermakooh@mail.ru, G=Ирина
Александровна, SN=Сабирова, CN=Сабирова Ирина Александровна
Основание: я подтверждаю этот документ своей удостоверяющей подписью
Местоположение: Ермакова

Принят
педагогическим советом
№ 1 от «30» августа 2024 г.

Приложение № 2 к программе АОП ООО

Утвержден
приказом директора
№ « 43» от 30.08.2024 г.

Учебный план
муниципального казённого общеобразовательного учреждения
«Ермаковская основная общеобразовательная школа»
на 2024-2025 учебный год
для обучающихся по АООП с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)

д. Ермакова, 2024
Пояснительная записка

Учебный план МКОУ «Ермаковская ООШ» для обучающихся по АООП с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составлен в соответствии с ч.
22 ст. 2 Федерального закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями) (далее - ФЗ-273), «учебный план - документ, который определяет
перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных
предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное
не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации
обучающихся»,

Письма Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)» от 18.08.2016 №02-01-81/7212, ФГОС образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.
2014 № 1599,
Примерной адаптированной основной общеобразовательной программой
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями),одобренной решением федерального учебно-методического объединения по
общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015
г. № 26 “Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 “Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным
общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья”;
Постановления правительства Свердловской области «Об утверждении Порядка
регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной
организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном
лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным
общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях, находящихся на
территории Свердловской области» от 23 апреля 2015 года N 270-ПП (с изменениями от 27 октября
2016 года);
Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 № 345 «О
федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования»;
Письмо Министерства образования Российской Федерации от 04.09.1997 № 48 «О
специфике деятельности специальных (коррекционных) классов VII вида в общеобразовательных
учреждениях»;
Письмо Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от
12.03.2004 № 01.01/47 «Об организации и содержании индивидуальных и групповых
коррекционных занятий;
Письмо Минпросвещения России от 09.04.2020 N ГД-180/03"О методических
рекомендациях"
Письмо Роспотребнадзора N 02/16587-2020-24, Минпросвещения России N ГД-1192/03
от 12.08.2020"Об организации работы общеобразовательных организаций"

СанПиН 2.4.2.3286-15«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Учебный план для обучающихся по АООП с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) МАОУ «Ермаковская ООШ» (далее - ОО - организация, осуществляющая
образовательную деятельность) на 2024-2025 учебный год (далее - учебный план) является
основным организационным механизмом реализации основных общеобразовательных программ
основного общего образования.
Программы, используемые при реализации УП:



Общеобразовательные программы для умственно отсталых детей,1-4 классы. Программа
специальных (коррекционных) ОУ 8 вида 1-4 класс, М., Просвещение, 2006;
 Программа специальных (коррекционных) ОУ 8 вида 5-11 кл. М., Просвещение, 2012.
Школа обеспечивает обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями
здоровья с целью коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой
подготовки, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в
общество; достижение планируемых результатов образования обучающимися с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их особых образовательных
потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Начальные классы. Цель состоит в формировании основ предметных знаний и умений,
коррекции недостатков психофизического развития обучающихся.

5-9 класс направлен на расширение, углубление и систематизацию знаний и умений
обучающихся в обязательных предметных областях, овладение некоторыми навыками
адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Структура и содержание учебного плана

Учебный план для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной
нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке
содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного
процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.
Устанавливает сроки освоения АОП обучающимися с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в течение 9 лет: 1 вариант ― 1-4, V-IX классы (9 лет);
На каждом этапе обучения в учебном плане представлены семь предметных областей.
Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области,
имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в
учете особых образовательных потребностей этой категории обучающихся.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей, которые реализуются в учебное время, отводимое на
их изучение по классам (годам) обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой
социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в
социальное окружение;
формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях.
Часть базисного учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных
потребностей, характерных для данной группы обучающихся, а также индивидуальных
потребностей каждого обучающегося с учетом потребностей родителей (законных
представителей).
Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, предусматривает:
учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе
этнокультурные, экологической направленности;

введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных
потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и
необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии;
Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено
коррекционными занятиями (логопедические и психокоррекционные, коррекционно-развивающие
занятия «Познай себя», «Я и мир вокруг»). Продолжительность занятий 15-20 минут.
Цель занятий:
 повышение уровня общего развития учащихся;
 развитие и коррекция (исправление, восстановление) определённых функций, процессов,
способностей.
 совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности ребенка, обогащение словарного
запаса на основе использования соответствующей терминологии, исправление недостатков
моторики.

Для развития потенциала тех обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями), которые в силу особенностей
своего
психофизического развития испытывают трудности в усвоении отдельных учебных
предметов, могут разрабатываться с участием их родителей (законных представителей)
индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются индивидуальные
учебные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования).
Реализация индивидуальных учебных планов, программ сопровождается тьюторской
поддержкой.
Обязательная часть
Учебный план 5,7,8,9 классов
включает учебные дисциплины, содержание которых
доступно для учащихся с интеллектуальными нарушениями.

Предметная область «Язык и речевая практика» (4 часа) реализуется через
предметы «Русский язык», «Чтение (Литературное чтение»). Изучение русского языка в
старших классах имеет своей целью развитие коммуникативно-речевых навыков и
коррекцию недостатков мыслительной деятельности.
«Чтение (Литературное чтение)» -4 часа.
Предметная область «Математика» реализуется через предметы «Математика»,
«Информатика».
Цель изучения математики: дальнейшее формирование и развитие математических знаний
и умений, необходимых для решения практических задач в учебной и трудовой деятельности;
используемых в повседневной жизни;
― коррекция недостатков познавательной деятельности и повышение уровня общего
развития;
― воспитание положительных качеств и свойств личности.

«Информатика» (7, 8, 9 – по 1 часу). В результате изучения курса информатики у
учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) будут
сформированы представления, знания и умения, необходимые для жизни и работы в
современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся познакомятся с приёмами
работы с компьютером и другими средствами икт, необходимыми для решения учебнопознавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных задач. Кроме того,
изучение информатики будет способствовать коррекции и развитию познавательной
деятельности и личностных качеств обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) с учетом их индивидуальных возможностей. Домашнее
задание задается без учета учебника по данному курсу.
Предметная область «Естествознание» реализуется через предметы «Природоведение» (5
класс), «Биология» (7-9 классы), «География» (6-9 классы).
Курс «Природоведение» ставит своей целью расширить кругозор и подготовить учащихся
к усвоению систематических биологических и географических знаний.
Изучение «Биологии» в VII-IX классах позволяет решать задачи экологического,
эстетического, патриотического, физического, трудового и полового воспитания детей и
подростков. Знакомство с разнообразием растительного и животного мира должно воспитывать у
обучающихся чувство любви к природе и ответственности за ее сохранность. Учащимся важно

понять, что сохранение красоты природы тесно связано с деятельностью человека и человек —
часть природы, его жизнь зависит от нее, и поэтому все обязаны сохранять природу для себя и
последующих поколений.

Основная цель обучения «Географии» — сформировать у обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умение использовать
географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки
разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и
явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности
жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окружающей среде.
Предметная область «Человек и общество» реализуется через предметы «Основы
социальной жизни» (5-9 классы), «Мир истории» (6 класс), («История отечества» (7-9.)
Основные цели изучения «Истории отечества» ― формирование нравственного сознания
развивающейся личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), способных к определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления
исторического опыта своей страны; развитие умения применять исторические знания в учебной и
социальной деятельности; развитие нарушенных при умственной отсталости высших психических
функций. Достижение этих целей будет способствовать социализации учащихся с
интеллектуальным недоразвитием.
Учебный предмет «Основы социальной жизни» имеет своей целью практическую подготовку обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в ближайшем и более отдаленном социуме.
Домашнее задание дается без учета учебника по данному курсу.
Предметная область «Искусство» реализуется через предметы «Музыка» (5 класс),
«Рисование (изобразительное искусство)» (5 класс).
Музыка. Цель ― приобщение к музыкальной культуре обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как к неотъемлемой части духовной культуры.
Рисование (изобразительное искусство). Основная цель изучения предмета заключается
во всестороннем развитии личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть
прекрасное в жизни и искусстве; формировании элементарных знаний об изобразительном
искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании,
лепке, аппликации), развитии зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета
предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке,
аппликации, лепке; развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в
повседневной жизни.
Предметная область «Физическая культура» реализуется через предмет «Адаптивная
физическая культура» (5-9 классы). Домашнее задание дается без учета учебника по данному
курсу.
Основная цель изучения адаптивной физической культуры заключается во
всестороннем развитии личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в процессе приобщения их к физической культуре, повышении уровня их
психофизического развития, расширении индивидуальных двигательных возможностей,
комплексной коррекции нарушений развития, социальной адаптации.
Предметная область «Технология» реализуется через предмет «Профильный труд»
(Сельскохозяйственный труд)

Цель изучения предмета «Профильный труд» заключается во всестороннем
развитии личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениям) старшего возраста в процессе формирования их трудовой культуры.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
В соответствии с выбором родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся с учетом мнения обучающихся, в целях обеспечения индивидуальных
потребностей и различных интересов обучающихся, в ФЧ УП ООО на 2021-2022 учебный год
включены следующие учебные предметы (курсы) из перечня, предложенного ОО:
Рисование (Изобразительное искусство) – 1 час в 6 классе;
Адаптивная физическая культура – 1 час в 6 классе;
Читательская грамотность — 2 часа в 7 классе.

Учебный план составлен с учетом особенностей познавательной деятельности детей с
ограниченными возможностями здоровья. Учебный план направлен на разностороннее развитие
личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское и
нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Образовательный процесс
содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и
умений, который необходим им для социальной адаптации.
Реализация учебного плана обеспечена государственными учебными программами,
рабочими программами, учебными пособиями
программно - методическими материалами
(учебниками, методическими рекомендациями дидактическими материалами, контрольными
заданиями, оборудованием и др,), необходимыми кадрами специалистов, кадрами соответствующей
квалификации.

Недельный учебный план образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
V-IX классы
Предметные области
Классы
Количество часов в неделю
V
VIII
IX
VI
VII
Учебные предметы
1
1
обуч обуч
Обязательная часть
1. Язык и речевая
практика

Всего

1.1.Русский язык
1.2.Чтение
(Литературное чтение)
2.1.Математика
2.2. Информатика
3.1.Природоведение
3.2.Биология
3.3. География
4.1. Основы социальной жизни
4.2.Мир истории
4.3. История отечества

4
4

4
4

4
4

4
4

4
4

8
8

4

4

2
2
-

2
2
2
2
-

3
1
2
2
2
2

3
1
2
2
2
2

3
1
2
2
2
2

7
1
2
2
4
4
2
2

5.1. Музыка
5.2. Рисование
(изобразительное искусство)
6. Физическая
6.1. Адаптивная физическая
культура
культура
7. Технологии
7.1. Профильный труд
Итого
Часть, формируемая участниками образовательных
отношений
Рисование (изобразительное искусство)
Адаптивная физическая культура
Читательская грамотность

1

-

-

-

-

-

2
2

2

2

2

2

4

6
27
2

6
28
2

7
29
2

7
29
2

7
29
2

13
28
4

2. Математика
3. Естествознание

4. Человек и
общество

5. Искусство

1
1

2

1
1
2

Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5дневной учебной неделе)
Учебные недели
Всего часов
Коррекционно-развивающая область (коррекционные
занятия)
-логопедические
- ЛФК
- развитие психомоторики и сенсорных процессов
Итого

29

30

32

33

33

30

34
986

34
1020

34
1088

34
1122

34
1122

68
5338

3
1
2

3
1
2

3
1
2

3
1
2

3
1
2

6
2
4

6

6

6

6

6

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».