Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Ермаковская основная общеобразовательная школа»
структурное подразделение Ермаковский детский сад
Подписан: Сабирова Ирина Александровна
DN: C=RU, S=Свердловская область, L=Ермакова, T=Директор, O="МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ""ЕРМАКОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА""", СНИЛС=02591221631, ИНН=665100226358, E=ermakooh@mail.ru, G=Ирина Александровна,
SN=Сабирова, CN=Сабирова Ирина Александровна
Основание: я подтверждаю этот документ своей удостоверяющей подписью
Местоположение: Ермакова
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
нравственно-патриотической направленности
«Люби и знай свой край!»
Дети дошкольного возраста
Срок реализации 2 года
Воспитатель: Алишевских М.А.
д. Ермакова
2024 г.
Содержание
Название раздела
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка.
1.1.1. Принципы и подходы к формированию Программы
1.1.2. Возрастные особенности детей дошкольного возраста
1.1.3. Построение образовательного процесса
1.2. Планируемые результаты освоения Программы.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Содержание образовательной деятельности с детьми 4-5 лет
2.1.1. Возрастные особенности детей 4-5 лет
2.1.2. Задачи образовательной деятельности (4-5 года)
2.1.3. Содержание образовательной деятельности в средней группе
2.1.4. Планируемые результаты освоения Программы к пяти годам
2.2. Взаимодействие детского сада с семьями воспитанников.
2.3. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации
Программы
2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Материалы и оборудование для организации РППС
3.2. Примерный перечень пособий для реализации Программы
Приложение 1 Дидактические игры по ознакомлению с родным городом
№ страницы
2
2
4
5
6
7
8
8
10
12
12
19
20
21
23
25
25
27
29
2
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка.
Парциальная программа «Люби и знай свой край» (далее Программа)
разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки
РФ от 17 октября 2013 года №1155 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
(зарегистрированного в Минюсте РФ 14 ноября 2013 года №30384) и Федеральной
образовательной программой дошкольного образования, (приказ Министерства
просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 «Об утверждении
федеральной
образовательной
программы
дошкольного
образования»
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28.12.2022
№71847)) При разработке Программы учитывались следующие нормативные
документы:
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи";
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.368521
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания».
Воспитать гражданина и патриота – важная педагогическая задача, которая
стоит перед современным воспитателем. Как привить ребенку любовь к родному
краю? Как суметь затронуть сердце каждого ребенка, сформировав прочный
фундамент любви к малой родине? Ведь, зарождаясь из любви к малой родине,
патриотические чувства перерастают в любовь к Отечеству.
Необходимость составления Программы возникла в связи с тем, что на данный
момент нет региональной парциальной программы, которая была бы понятна и
удобна, и действительно помогла педагогам реализовывать образовательные и
воспитательные задачи по формированию представлений о малой родине у
дошкольников, обозначенные в ФОП ДО в области формирования основ
гражданственности и патриотизма. Достаточно много есть методической
литературы по патриотическому воспитанию, но зачастую в ней освещаются лишь
общие стороны формирования основ гражданственности и патриотизма в
отдельных видах деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю полноту
работы по ознакомлению с родным селом. А эта работа очень многогранна по
содержанию. Это и любовь к родному краю, и гордость за своих земляков, и
3
ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранить и
преумножить богатства своего села.
Настоящая Программа попытка систематизировать работу по формированию
представлений детей о родном крае, развитию интереса к основным
достопримечательностям родного края, по воспитанию чувства любви к родному
селу. Попытка объединить в единое целое все задачи всестороннего развития и
воспитания дошкольников по ознакомлению с родным селом, обозначенные в ФОП
ДО. Чтобы дать детям не отрывочные представления о родном селе, а
сформировать у детей системные, разносторонние представления о родном крае.
Цель Программы – формирование нравственно-патриотического отношения и
чувства сопричастности к родному селу, к природе, культуре на основе историконациональных и природных особенностей родного края. Воспитание чувства
собственного достоинства как представителя своего села, уважения к прошлому,
настоящему, будущему родного села, толерантного отношения к представителям
других национальностей.
Программа
дополняет
образовательную
область
«Социальнокоммуникативное развитие», а также направлена на решение некоторых задач ФОП
ДО в области познавательного развития (окружающий мир) и художественноэстетического развития (приобщение к искусству). Цель Программы достигается
через решение следующих задач:
* формировать гражданскую позицию и патриотические чувства к прошлому,
настоящему и будущему родного края, чувство гордости за свою малую родину;
* формировать представления детей о географическом положении, истории,
культуре, профессиях, людях, достопримечательностях родного края;
* развивать интерес к событиям общественной жизни региона,
традициям,
народным промыслам, литературе, искусству, науке;
* воспитывать уважение к культурно-историческим ценностям родного края,
чувства глубокой сопричастности с историей и культурой края.
Патриотическое воспитание - сложный процесс. Надо помнить, что
дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально и
чувство любви к родному селу проявляется в восхищении им. Именно это чувство
необходимо вызвать в процессе работы по формированию у дошкольников
представлений о родном селе. Такие чувства не могут возникнуть после
нескольких, даже очень удачных занятий. Это результат длительного,
систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Программа
призвана помочь педагогам решить столь сложную задачу с учетом специфики
восприятия детей дошкольного возраста.
Основная идея Программы познакомить с многообразием красивых мест и
достопримечательностей родного края, показать красоту природы родного края,
воспитать гордость за своих земляков и ощущение своей неразрывности с
4
окружающим миром, вызвать чувство любви к родным местам и восхищения ими,
желание сохранить и преумножить богатства своего родного края. В каждом
городе,
регионе
есть
свои
природа,
традиции,
быт,
история,
достопримечательности, памятные места, талантливые люди, народное творчество,
сплачивающие людей и показывающие величие родного уголка. В Программе
обозначено, что можно показать в ближайшем окружении и о чем рассказать
доступно и интересно детям, выделено самое характерное для родного села.
Программа рассчитана на четыре года, ориентирована на детей дошкольного
возраста (от 4 до 5 лет) и раскрывает содержание и организацию образовательного
процесса с детьми в области формирования основ гражданственности и
патриотизма.
Программа реализует основополагающие функции дошкольного уровня
образования:
обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как
гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и
культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании
доступными средствами; воспитание растущего поколения как знающего и
любящего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины.
1.1.1. Принципы и подходы к формированию Программы
Программа построена на следующих принципах:
•
принцип личностно-ориентированного общения - индивидуальноличностное
формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети
выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а
не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и
взаимодействие - приоритетные формы общения педагога с детьми;
•
принцип тематического планирования материала предполагает подачу
изучаемого материала по темам, связанным с мероприятиями календарного плана
воспитательной работы;
•
принцип наглядности - широкое представление соответствующей
изучаемому материалу наглядности: дидактические пособия на основе
исторического и краеведческого материала. (иллюстрации, картинки, фотографии,
видео- материал, схемы, карточки и т.д.);
•
принцип последовательности предполагает планирование изучаемого
познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети
усваивали знания постепенно, в определенной системе;
•
принцип занимательности - изучаемый материал должен быть интересным,
увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять
предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата;
•
принцип системности - принцип системного подхода предполагает анализ
взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот
принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений
5
ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного
отношения к окружающему миру;
•
принцип активного развивающего обучения обязывает строить процесс
обучения с использованием активных форм и методов обучения, способствующих
развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества, умения разрешать
нестандартные ситуации;
•
принцип интегративности предполагает установление системных связей
между образовательными задачами разных образовательных областей через их
дополнение и взаимное обогащение, содержание Программы реализуется в тесном
сотрудничестве с семьей и социальными партнерами (школа, библиотека, Дом
культуры и т.д.).
•
принцип непрерывности и преемственности между всеми возрастными
группами призван сформировать у дошкольников устойчивый интерес к
постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию
нравственных чувств;
•
рациональное сочетание разных видов деятельности, характерный возрасту
баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок - реализуется
в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о нравственнопатриотических чувствах в различных видах деятельности.
1.1.2. Возрастные особенности детей дошкольного возраста (от 4 до 5 лет).
В дошкольном возрасте закладываются основы успешной социализации,
коммуникации, основы развития личности. Ведущим познавательным процессом в
дошкольном возрасте является память и воображение. Мышление ребенка
опирается на способность оперировать образами и представлениями, которые есть
в памяти. За счет возможностей образного мышления, ребенок может представлять
и думать о том, чего нет здесь и сейчас, преодолевается ситуативность. Все виды
деятельности ребенка, включая игру, рисование, конструирование, лепку
представляют собой формы наглядного моделирования действительности. В
продуктивных видах деятельности ребенок моделирует предметы и явления
окружающего мира, что способствует формированию первой целостной картины
мира, схематического мышления, элементов логического мышления и творческих
способностей. Ребенок познает мир человеческих отношений, моделируя их в
игровой форме. В условиях игры регуляторные возможности психики ребенка
возрастают в разы, так как в любой роли, отображающей социальные функции
человека в обществе, скрыты ряд правил, которым ребенок начинает подчинять
свое поведение. Формируется периферия самосознания. Ребенок накапливает
представления о своих умениях и навыках. Ведущими психологическими
потребностями, определяющими успешное развитие личности, является
потребность в самовыражении (ребенок отвечает на вопрос «что я умею, что я
6
могу») и потребность в самоутверждении, предполагающей желание ребенка
соответствовать нормам и правилам, ожиданиям взрослых («желание быть
«хорошим»). Данный возраст является крайне благоприятным для формирования
нравственных норм и правил, формирования альтруистических потребностей и
просоциальных форм поведения. Важно сформировать у ребенка положительное
отношение к нормам щедрости, честности, справедливого распределения. В этом
возрасте закладываются основы личностной, гендерной, гражданской и этнической
идентичности. Познавательный интерес, любознательность, креативность можно
рассматривать как системные качества, определяющие потенциал умственных
способностей и развития личности ребенка дошкольного возраста.
Коммуникативная компетентность в общении со взрослыми и сверстниками
определяется способностью выстраивать коммуникацию адекватную ситуации, то
есть, ребенок может проявлять гибкость, инициативность, интерес,
чувствительность в ситуации познавательного, делового, личностного общения.
Итогом развития личности выступает иерархия мотивов и произвольная регуляция
поведения. Социально значимые мотивы («надо») могут управлять личными
мотивами («хочу»).
1.1.3. Построение образовательного процесса.
Ключевыми теоретическими идеями при разработке Программы являлись:
идея реализации Программы в формах, специфических для детей данной
возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и
исследовательской
деятельности,
в
форме
творческой
активности,
обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
В основе Программы лежит тематическая модель организации
образовательного процесса. Опыт показывает, что тематический подход в
организации образовательного процесса позволяет конкретнее систематизировать
образовательную работу и эффективнее ее реализовывать.
Почти все темы приурочены к мероприятиям календарного плана воспитательной
работы. В «Содержательном разделе» Программы представлена сводная таблица
тематического планирования для наглядности и понимания содержания темы на
каждом возрастном этапе и введения новых понятий в течение всего периода
работы по Программе.
Программа
предусматривает
регулярную
и
целенаправленную
образовательную деятельность в области формирования представлений детей о
родном селе. Организованная образовательная деятельность по Программе
проводится еженедельно. Основными формами организации обучения детей с
детьми по реализации Программы являются: тематические беседы, занятия.
Ознакомление с родным селом — сложный процесс, который невозможно
свести только к проведению еженедельных бесед и занятий по определенной теме.
7
Поэтому, знания, полученные на беседах и занятиях, закрепляются затем в
различных формах работы с детьми вне занятий.
Реализация Программы предполагает закрепление материала в совместной с
воспитателем деятельности и в свободной деятельности детей. Рекомендуются
следующие организационные формы, позволяющие эффективно решать задачи
Программы: целенаправленно организованные прогулки и экскурсии (по
близлежащей улице, к магазину, школе, в библиотеку, Дом культуры к памятнику
и памятным местам, в школьный сад, на реку); организация или посещение
выставок; рассматривание и обсуждение фотографий, иллюстраций; все виды игр;
чтение художественной литературы; проектная деятельность; регулярная работа
детей с картой района и области; ежегодное проведение традиционных праздников;
участие в акциях различной направленности.
Для организации самостоятельной деятельности
в группе создается
познавательный центр активности «Патриотический уголок», наполненный
оборудованием и средствами обучения в соответствии с данным направлением
развития и воспитания.
Такая система работы и разнообразие тем обеспечивают постепенное и
разностороннее освоение ребенком представлений о родном городе.
В Программу включены примерный перечень дидактических игр и игровых
упражнений, примерный перечень художественной литературы для чтения детям,
перечень пособий, которые помогут педагогам подготовиться к беседам и
занятиям. В Программе даны рекомендации по созданию и оснащению
развивающей предметно пространственной среды, которая обеспечивает
реализацию Программы, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Таким образом, проводимая работа поможет обогатить знания детей о
прошлом и настоящем родного города, воспитать чувство любви и гордости за
людей, которые в нѐм живут, побудить детей проявлять естественный интерес к
родному краю. Целенаправленная работа по ознакомлению с родным селом,
родной культурой не только формируют любовь к традициям своего народа, но и
способствуют развитию личности в духе патриотизма.
1.2. Планируемые результаты освоения Программы:
- ребенок проявляет эмоционально-положительное отношение к родному краю,
гордость за родное село;
- ребенок знает название родного села, название жителей, домашний адрес,
узнает символику района, области а также умеет находить Слободо-Туринский
район на карте;
- ребенок знает некоторые сведения из истории родного села, о событиях и
традициях деревенской жизни;
- ребенок проявляет познавательный интерес к родному селу, его истории;
8
- ребенок знает и называет основные достопримечательности села, выделяет их
отличительные особенности;
- ребенок имеет представление о некоторых памятных местах родного села, о
воинах-защитниках Отечества, о подвигах соотечественников; ребенок имеет
представления о многообразии народов Урала, выражает интерес к их культуре и
традициям;
- ребенок имеет представление о разнообразных представителях живой природы
родного края;
- ребенок имеет некоторые представления об учебных заведениях родного села
(детский сад, школа);
- ребенок знает и называет транспорт родного села;
- ребенок проявляет интерес к различным видам искусства, к памятнику, к
посещению спектаклей, выставок;
- ребенок проявляет духовно-нравственные качества и основы патриотизма в
процессе ознакомления с достижениями российских спортсменов.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.
Образовательная деятельность по ознакомлению детей дошкольного возраста
с родным селом проводится еженедельно. Основными формами организации
обучения детей с детьми по реализации Программы являются: тематические
беседы, тематические занятия.
Занятие рассматривается как деятельность, направленная на освоение детьми
представлений о малой родине с использованием разнообразных форм и методов
работы, выбор которых осуществляется педагогом самостоятельно. В таблице,
раскрывающие содержание образовательной деятельности средней группы,
приведены рекомендуемые формы и методы проведения занятий.
Продолжительность занятия для детей от 4 до 5 лет – не более 20 минут.
Организация образовательного процесса осуществляется на основе
тематического планирования. Основные темы соответствуют мероприятиям
календарного плана воспитательной работы. Такое планирование способствует
эффективному и системному усвоению детьми знаний о родном селе, и позволяет
реализовывать патриотическое направление воспитания.
Каждая тема предполагает вариативный подход к выбору форм, методов,
видов деятельности, их количество педагог может самостоятельно уменьшить или
увеличить с учѐтом заинтересованности детей. Педагог также может
самостоятельно определять последовательность форм и методов, для решения тех
или иных задач, заменять одни виды деятельности другими в рамках отведѐнного
времени, обеспечивая баланс разных видов активности детей.
9
В процессе проведения бесед и занятий у детей формируются новые
представления, навыки по изучаемым темам. И в течение всего срока реализации
Программы воспитатель несколько раз возвращается к тому, что дети узнали ранее,
закрепляя в различных формах работы с детьми вне занятий.
Следует подчеркнуть еще раз, дошкольный возраст характеризуется
кратковременностью интересов, неустойчивым вниманием, утомляемостью.
Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует
развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме.
Основные задачи педагога при ознакомлении дошкольников с родным селом:
- Планируемая деятельность всегда должна быть мотивирована. Мотив – это
интерес и желание. Познавательный интерес к новой информации мотивируется
вопросами и проблемными ситуациями (например, «Хотите узнать как (что;
почему; что будет, если…)?»). Мотивация практическая – научиться сделать чтото. Мотивация игровая - использование игровых приемов (например, в младшем
дошкольном возрасте – помощь персонажам, в старшем – дидактические задания).
От того, как педагог это сделает, зависит, воспримет ребенок новые представления
или эта информация не затронет чувств детей, не вызовет в них желание узнать чтото еще.
- Чтобы вызвать эмоциональный отклик ребенка при ознакомлении с родным
селом, педагог всегда сам должен демонстрировать детям чувство восхищения
красотой родного села, его достижениями, включать в ознакомительную беседу
элементы, вызывающие удивление и восхищение детей. А для этого сам педагог
должен хорошо знать материал и понимать, что может вызвать эмоциональную
реакцию детей данного возраста. Воспитатель должен быть образцом для
подражания, показывая детям свою любовь к родному селу.
- Во время беседы, рассказа необходимо обязательно использовать наглядный
материал. Это могут быть иллюстрации, фотографии, репродукции картин,
мультимедиа, панорамный вид, виртуальные экскурсии по музеям, выставкам
нашего района.
- Составляя рассказ, воспитатель должен включать в него вопросы к детям, в
том числе проблемные вопросы. Это необходимо, чтобы активизировать
познавательную деятельность, внимание, вызвать интерес детей, учить их
предполагать, рассуждать. В этом случае рассказ педагога превращается из
монолога в своеобразную беседу с детьми, что способствует более успешному
усвоению знаний. Необходимо также все время пробуждать детские воспоминания,
связанные с определенной темой.
- Рассказывая о каких-то исторических событиях, воспитателю не следует
часто употреблять даты, так как в дошкольном возрасте детям не доступна
хронология. Но чтобы дети поняли, что излагаемые события проходили давно,
следует употреблять такие выражения: «Это было очень-очень давно», «Это было
10
тогда, когда ваши мамы и папы были маленькими» и т.д. некоторые даты детям
следует сообщать, не добиваясь их обязательного запоминания (например, 1812 г.,
1941г., 1945г., 12 апреля 1961г. и др.)
- Язык рассказа должен быть очень простым. Если в рассказе встречаются
незнакомые детям слова, например «князь», «полководец» и пр. следует объяснить
их значение. Не стоит включать в рассказ специальную «профессиональную»
терминологию из области строительства, архитектуры, производства и т.п., при
сравнении тех или иных объектов необходимо выделять только те элементы,
которые понятны детям. Не стоит перегружать рассказ сложными
грамматическими конструкциями: дети лучше воспринимают речь, если
предложения в рассказе простые, короткие.
- В процессе знакомства с достопримечательностями, например с
памятниками (с фонтанами, зданиями музеев…), не стоит ждать от детей
запоминания сложных названий, достаточно научить детей внимательно
рассматривать и выделять отличительные особенности (кто изображен, стоя или
сидя, на чем сидит, что держит в руках, какая одежда, выражение лица и т.п.).
Воспитатель должен научить дошкольников замечать вокруг, то
положительное, что создается руками людей, восхищаться этой работой, ценить и
беречь то, что окружает детей. Основная идея знакомства детей с родным городом
заключается в формировании у детей дошкольного возраста представлений о
красоте и многообразии достопримечательностей родного города, зеленых зон,
воспитании чувства любви к своей малой родине, чувства восхищения родным
городом и гордости за него.
2.1. Содержание образовательной деятельности с детьми 4-5 лет
2.1.1. Возрастные особенности детей 4-5 лет.
Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития
организма ребенка. Происходят заметные качественные изменения в развитии
основных движений детей. Эмоционально окрашенная двигательная деятельность
становится не только средством физического развития, но и способом
психологической разгрузки детей, которых отличает довольно высокая
возбудимость.
Дети этого возраста ещё не осознают социальные нормы и правила поведения,
однако у них уже начинают складываться обобщённые представления о том, как
надо (не надо) себя вести. Поэтому они обращаются к сверстнику, когда тот не
придерживается норм и правил, со словами «так не поступают», «так нельзя» и т.
п. К 5-и годам дети без напоминания взрослого здороваются и прощаются, говорят
«спасибо» и «пожалуйста», не перебивают взрослого, вежливо обращаются к нему.
11
Наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале, поэтому на замечания
взрослых ребёнок пятого года жизни реагирует повышенной обидчивостью.
Дети этого возраста имеют дифференцированное представление о собственной
гендерной принадлежности, аргументируют её по ряду признаков («Я мальчик, я
ношу брючки, а не платьица, у меня короткая причёска»); проявляют стремление к
взрослению в соответствии с адекватной гендерной ролью: мальчик – сын, внук,
брат, отец, мужчина; девочка – дочь, внучка, сестра, мать, женщина.
Возникает и совершенствуется умение планировать свои действия, создавать и
воплощать определенный замысел, который, в отличие от простого намерения,
включает представление не только о цели действия, но и способах ее достижения.
Особое значение приобретает совместная сюжетно-ролевая игра. Существенное
значение имеют также дидактические и подвижные игры. В этих играх у детей
формируются познавательные процессы, развивается наблюдательность, умение
подчиняться правилам, складываются навыки поведения, совершенствуются
основные движения.
Наряду с игрой, у детей пятого года жизни интенсивно развиваются продуктивные
виды деятельности, особенно изобразительная и конструктивная. Намного
разнообразнее становятся сюжеты их рисунков и построек, хотя замыслы остаются
еще недостаточно отчетливыми и устойчивыми.
В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности
ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. Дети продолжают
сотрудничать со взрослыми в практических делах (совместные игры, поручения),
наряду с этим активно стремятся к интеллектуальному общению, что
проявляется в многочисленных вопросах (почему? зачем? для чего?), стремлении
получить от взрослого новую информацию познавательного характера.
Возможность устанавливать причинно-следственные связи отражается в
детских ответах в форме сложноподчиненных предложений.
На пятом году жизни дети активно овладевают связной речью, могут пересказывать
небольшие литературные произведения, рассказывать об игрушке, картинке, о
некоторых событиях из личной жизни.
Важнейшим новообразованием данного возраста является выход сознания за
пределы непосредственно воспринимаемой действительности. Взрослый теперь
представляет интерес в первую очередь как источник увлекательной и
компетентной информации. Общение носит внеситуативно - деловой характер.
Дети начинают проявлять интерес к своим сверстникам как к партнёрам по игре.
Мнение сверстника приобретает особую значимость.
Мышление по-прежнему носит наглядно - образный характер. В этом возрасте, как
ни в каком другом, дети с удовольствием слушают волшебные сказки.
12
2.1.2. Задачи образовательной деятельности (4-5 лет)
Обогащать представления детей о малой родине и поддерживать их отражения
в различных видах деятельности.
Конкретизировать представления детей об объектах ближайшего окружения:
о родном селе, его названии, достопримечательностях и традициях, накапливать
эмоциональный отклик участия в праздниках.
Формировать понятия праздничный и будний день, учить понимать их
различия.
Знакомить детей с ближайшим окружением (основными объектами городской
инфраструктуры), сельскими видами транспорта.
Развивать интерес к труду взрослых.
Расширять представления детей о многообразии и особенностях растений,
животных ближайшего окружения, их существенных отличительных признаках.
Формировать патриотическое отношение и чувство сопричастности к природе
родного края.
Воспитывать интерес к искусству, вызывать у детей положительный
эмоциональный отклик на красоту природы, произведения искусства.
Знакомить детей с кукольным театром, развивать интерес к просмотру
кукольных спектаклей, выставки детских работ.
Формировать интерес и положительное отношение к занятиям физической
культурой и активному отдыху посредством ознакомления со стадионом нашего
села.
2.1.3. Содержание образовательной деятельности в средней группе
№
Тема
п/п
1
Сентябрь
День знаний
2
Игра – развлечение «О
правах – играя»
Содержание образовательной
деятельности
Педагог говорит детям, что
летом они отдыхали и
побуждает детей рассказывать
о том, где они отдыхали летом
(далеко – близко), на чем
ездили, что видели, постепенно
подводя детей к пониманию
того, что страна больше села.
Знакомит детей с названием
страны.
Дать детям общее
представление об их правах.
Способы реализации
День радостных встреч:
«Здравствуйте, это я!»,
«Наша группа».
Беседа «Кто, где отдыхал,
что интересного видел».
Беседа о правилах в
семье, детском саду.
Оформление инф. стенда
«Права ребенка»,
жетонов-символов: «Все
имеют равные права»,
13
«Имя», «Дом»,
«Лечение», «Обучение»,
«Любовь и забота»
Игра «Полное» и
«неполное» имя».
Рассказ воспитателя о
родном селе.
3
«Мы живем в
Ермаковой»
Педагог рассказывает детям,
что у каждого человека есть
родной дом, где он родился и
живет. Знакомит детей с
названием родного села,
рассказывает, как называются
жители, живущие в родном
селе.
4
«Улицы родного села»
Педагог рассказывает, что дома
бывают разные (разного цвета,
разной высоты, разной длины),
а расположены они на улицах.
Педагог знакомит детей с
улицей, на которой находится
детский сад. Подводит к
пониманию того, что в селе
много разных домов, зданий,
машин, есть улицы, переулки.
Рассматривание домов с
территории детского
сада, иллюстраций,
фотографий знакомых
зданий, домов, в которых
живут дети. Целевая
прогулка по улице.
Беседа «Моя улица»: Что
мы видели на улице?
Какие бывают дома? Что
есть возле дома, чтобы
дети могли играть?
1
Октябрь
Экскурсия «В уголок
леса»
(школьный сад)
Воспитывать бережное
отношение к природе.
Продолжить формировать у
детей интерес к своей малой
Родине.
Рассматривание карточек,
иллюстраций, слайдов;
Загадки про растения,
деревья, диких животных,
птиц;
- Чтение Н.Сладков
«Осень на пороге»;
Игра «У кого какой
домик», «Узнай по
описанию», «Какие растут
деревья»,
2
«Наша Родина – Россия»
3
«Хлеб - всему голова»
Педагог напоминает детям, что
страна, в которой мы живем,
называется Россия. Наша
страна большая и красивая, в
ней много городов. Закрепляет
знания о названии села,
главной улице, зданиях,
которые на ней расположены.
Дать детям представление о
выращивании хлеба русскими
Беседа: «Наша страна Россия»; «Мы живем в
Ермаковой».
Рассматривание
фотографий,
иллюстраций красивых
мест России, нашего села.
Беседа «Хлеб – всему
голова».
14
крестьянами и выпекании
хлеба в русской печи.
Познакомить с орудиями труда
крестьянина-хлебороба.
Использование пословиц
о хлебе, загадок,
стихотворений.
Экскурсия на пшеничное
поле.
Средствами эстетического
Утренник для детей и
воспитания побуждать детей
родителей в фольклорном
восхищаться красотой русской стиле.
природы осенью, дарами
Разучивание стихов,
природы человеку
песен, танцев, частушек.
Выставка «Дары
природы»
Формировать у детей понятие о Мероприятие «Дружат
том, что люди не похожи друг
дети всей Земли».
на друга, но все они равны.
Слушание национальных
Учить выделять характерные
песен, музыки.
особенности внешности
Беседа «Все мы разные,
человека.
но все мы равные».
4
«Осенины»
1
Ноябрь
«Мы все разные, но мы
все равны» «День
народного единства»
2
«Транспорт родного
села»
3
«Профессии»
4
Беседа – досуг «Моя
мама – лучше всех»
1
Педагог знакомит детей с
Декабрь
основными
«Особенности и
достопримечательности» достопримечательностями
села. Объясняет, что
достопримечательности – это
то, что украшает наше село.
Педагог знакомит детей с
видами транспорта, с
элементарными правилами
дорожного движения. Учит
различать проезжую часть
дороги, тротуар. Знакомит с
профессиями шофер, водитель
автобуса.
Педагог знакомит детей с
некоторыми городскими
профессиями, рассказывает,
кто работает в нашем селе.
(Врач, продавец, учитель,
почтальон, библиотекарь).
Предлагает вспомнить уже
знакомые профессии.
Воспитывать доброе,
внимательное, уважительное
отношение к маме, стремление,
заботиться и помогать ей.
Рассматривание
иллюстраций,
фотографий. Рассказ
воспитателя. Игра
«Красный, желтый,
зеленый».
Рассматривание
фотографий зданий
больницы, магазина,
школы, почты,
библиотеки и беседа о
них.
Сюжетно-ролевые игры.
«Праздник мамы».
Просмотр фотографий я с
мамой.
Изготовление творческих
работ ко Дню матери.
Рассматривание
иллюстраций с
изображением
достопримечательностей
села, беседа, кто, где был.
15
2
«Зима – не лето, в шубу
одета»
3
«Экскурсия в больницу»
4
«Новый год»
2
Январь
«Пришла коляда
накануне Рождества»
3
Народы Урала
Продолжать знакомить с
характерными особенностями
зимы.
Воспитывать интерес к родной
природе.
Беседа - презентация
«Как на Руси зиму
встречали» - знакомство с
русским фольклором.
Использование пословиц
и поговорок о зиме,
народных примет.
Вырезание детьми
снежинок из бумаги.
Продолжать знакомить детей с Сюжетно-ролевая игра
общественными зданиями села, «Больница»
их назначением; расширять
знания о профессиях
работников социальной сферы,
содержании и значимости их
труда для жителей села;
воспитывать любовь к своему
селу.
Педагог обращает внимание
детей на праздничное
украшение села (во многих
местах стоят нарядные елки,
много разноцветных огней,
украшены окна домов, витрины
магазинов), у жителей села веселое настроение, все в
ожидании Нового года и
подарков от Деда Мороза.
Побуждает детей радоваться
новогодним праздникам,
восхищаться нарядной ѐлкой.
Знакомить детей с историей
возникновения и традициями
празднования христианского
праздника – Рождества;
развивать речевые,
музыкальные,
коммуникативные способности
детей, воспитывать уважение,
интерес к традициям и
культуре.
Беседа «Что мы видели на
праздничной
улице,
площади?».
Рассматривание
иллюстраций,
фотографий. Подготовка
к празднику: заучивание
стихов, песен, хороводов.
Педагог продолжает
знакомить детей с устным
народным творчеством.
Чтение сказок народов
Урала.
Беседа о рождественских
праздниках.
Пение рождественских
песен.
16
4
«Животный мир»
Свердловской области
2
Февраль
«История русского
костюма»
3
«Будем в армии
служить»
4
«На героя и слава
бежит»
Рассказывает сказки, читает
потешки, обязательно
подчеркивая, что это русская
народная сказка (потешка).
Использует фольклорные
произведения в ходе всех
режимных моментов.
Педагог продолжает расширять
знания детей о животных
(домашних, диких), птицах,
рыбах, некоторых насекомых,
проживающих в данной
местности. Рассказывает об
особенностях их передвижения
и питания.
Познакомить детей с историей
русского национального
костюма.
Учить называть части мужской
и женской одежды.
Воспитывать интерес к русской
культуре.
Педагог объясняет детям, что
скоро в стране будет праздник
«День защитника Отечества».
Отечество – это наша Родина.
Просит вспомнить детей, как
называется наша страна.
Предлагает детям подумать,
кто такие защитники
Отечества, какие они, что они
защищают, от кого? Что
делают солдаты, когда нет
войны? Показывает детям
некоторые памятники
защитникам Отечества,
объясняет, зачем нужны
памятники.
Познакомить детей с понятием
«былина», с героями былин –
Ильёй Муромцем, Добрыней
Никитичем, Алёшей
Поповичем
Чтение и разучивание
народных (русских,
татарских, немецких и
т.д. ) песенок, потешек.
Рассматривание
иллюстраций к сказкам,
потешкам.
Беседа о животных
(диких, домашних).
Рассматривание
фотографий, просмотр
презентации.
Беседа «Праздничная
русская народная
одежда».
Просмотр презентации об
одежде.
Игры в уголке ряженья.
Беседа о защитниках
Родины. Рассматривание
памятников защитникам
Отечества. Разучивание
песен и стихов по теме.
Изготовление подарков
для пап.
Фото – коллаж «Мой папа,
дедушка солдат»
Рассказ о русских
богатырях
Использование
различных сюжетов
былин о подвигах
русских богатырей
Рассматривание
иллюстрации картины
17
В.М.Васнецова
«Богатыри»
1
Март
«Мамин праздник»
Воспитывать добрые, нежные
чувства к своим мамам,
познакомить детей с
женщинами, в разные годы
прославившими нашу страну в
области искусства, науки,
спорта, космонавтики.
Рассказы детей о своих
мамах
Чтение стихов и пение
песен о маме.
Выставка фото: «Мамы
разные нужны, мамы
всякие важны».
2
«Широкая масленица»
Средствами эстетического
воспитания познакомить детей
с народными традициями
встречи весны, с
празднованием Масленицы.
Занятие – развлечение.
Беседы о масленичной
неделе, символическом
значении блинов, чучела
– масленицы
3
«Народные промыслы»
4
«Экскурсия в магазин»
1
Апрель
«Литературная
викторина по русским
народным сказкам»
Познакомить детей с
образцами русского народного
поэтического фольклора.
Познакомить с трудом
мастеров зодчества, с
народными промыслами,
привить любовь и интерес к
русской старине,
фольклорным традициям.
Рассказ воспитателя о
народных промыслах.
Рассматривание альбома
«Предметы русского
быта».
Экскурсия в музей.
Презентация
«Наличники, окна»
(история появления ).
Продолжать знакомить детей с Сюжетно-ролевая игра
общественными зданиями села, «Магазин»
их назначением; расширять
знания о профессиях
работников социальной сферы,
содержании и значимости
труда жителей села;
воспитывать культурные
навыки поведения на улице и
общественных местах;
стимулировать у детей интерес
и любовь к своему селу.
Закрепить знания детей о
Беседа « Сказка ложь, да
русских народных сказках.
в ней намёк …»
Воспитывать любовь к
(рассуждение о том, чему
русскому устному народному
учат русские народные
творчеству.
сказки);
18
2
«Экскурсия в
библиотеку»
3
«Растительный мир»
Свердловской области
4
Игра- путешествие
«Берёза- символ России»
1
Май
Познакомить детей с историей
возникновения книги,
особенностями работы людей в
библиотеке, воспитывать
бережное отношение к книге,
уважение к труду работников
библиотек, формировать
трудовые навыки. Пополнять
словарь детей: библиотека,
библиотекарь, абонемент,
читатели, переплет, страницы,
обложка, иллюстрации.
Педагог знакомит детей с
растениями, растущими в
данной местности. Формирует
элементарные представления о
садовых и огородных
растениях. Воспитывает
бережное отношения к
природе, учит правильно вести
себя в природе (не ломать
ветки деревьев, не рвать и не
топтать растения, не мусорить
и т.п.)
Продолжать знакомить детей с
понятиями Родина, Отечество.
Воспитывать интерес к
обычаям и традициям русского
народа.
Раскрыть значение дерева в
жизни человека
Дать представление о
неразрывной связи человека и
природы.
Продолжать учить бережному
отношению к природе.
Знакомить детей с русскими
традициями, гостеприимством,
Презентация с
изображениями
различных эпизодов из
русских народных сказок.
Выставка домашних книг
– русские народные
сказки.
Экскурсия в библиотеку.
Занятие, беседы о книге,
рассматривание
иллюстраций, ремонт
книг в группе, загадки,
пословицы про книги,
составление рассказов о
любимых книгах,
рисование иллюстраций к
любимой книге.
Экскурсия в библиотеку
«День любимой книжки»
Беседа «Что растет во
дворе, в лесу?».
Рассматривание
фотографий природы
родного края.
Беседа о берёзке - «Свято
дерево, помоги» (о
народных приметах).
Чтение стихотворения
С.Есенина «Береза»,
рассказ И.Скребицкого
«Зима».
Чтение стихотворений,
загадок.
Беседа о пасхе.
19
Тематическое
развлечение «Христово
Воскресение»
2
День Победы
3
Экскурсия на реку
«Межница»
христианским праздником
Пасхи, воспитывать интерес и
уважение к русским
праздникам.
Педагог знакомит детей с
праздником День Победы,
рассказывает, что наше село,
как и вся страна, отмечает этот
праздник, обращает внимание
на празднично украшенную
улицу. Рассказывает о
традициях празднования в
селе: парад, возложение цветов
к памятнику, концерт.
Закрепить названия родного
села, реки, формировать
чувство любви к своему селу,
расширять представления
детей о природных богатствах
нашего края, побуждать детей
восхищаться красотой реки
Межница. Познакомить детей с
историей возникновения
названия «Межница».
Мероприятие по
проведению Пасхи.
Раскраски «Пасхальные
шедевры».
Рассказ педагога о
праздновании Дня
Победы, рассматривание
фотографий парада,
салюта, возложения
цветов к памятнику,
презентация «Дети герои
войны»,
оформление альбома
«Юные герои войны»,
экскурсия в школу к
Доске памяти погибшим
солдатам.
Беседа «Водоёмы родного
края».
Чтение стихотворений,
рассказов о жизни людей
на реке, о жизни речных
обитателей.
Рассказ воспитателя о
истоках рек Межница,
Ница, Тура.
4
2.1.4.Планируемые результаты освоения Программы к 5 годам
Проявляет познавательный интерес к родному селу; знает название своей
страны, родного села, название жителей родного села, домашний адрес; узнает и
может назвать 3-5 достопримечательностей села.
Понимает и использует обобщающие слова: театры, музеи, памятники; слова,
обозначающие профессии артист, писатель, художник; имеет представление о
труде людей в селе.
Имеет представление о живой природе родного края.
Имеет представления о праздниках: День села, Новый год, День защитника
Отечества, День Космонавтики, День Победы.
20
2.2. Взаимодействие детского сада с семьями воспитанников.
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка и
реализации Программы является развитие конструктивного взаимодействия с
семьей.
Взаимодействие с родителями (законными представителями), осуществляться
через решение следующих основных задач:
- информирование родителей об образовательной программе, реализуемой в
ДОО;
- просвещение родителей повышение их психолого-педагогической
компетентности в вопросах
развития и образования детей;
- построение взаимодействия в форме сотрудничества и установления
партнѐрских отношений с родителями (законными представителями) детей
дошкольного возраста для решения образовательных задач Программы;
- вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный
процесс.
Деятельность педагогического коллектива ДОО по построению
взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников
осуществляется по нескольким направлениям:
- диагностико-аналитическое направление реализуется через опрос и
анкетирование по вопросам, связанным с патриотическим воспитанием и анализ
полученных данных для дальнейшего планирования образовательной работы,
педагогические беседы с родителями (законными представителями); дни (недели)
открытых дверей, открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей
и так далее;
- просветительское направление предполагает просвещение родителей
(законных представителей) о содержании и методах образовательной работы с
детьми по Программе;
- консультационное направление объединяет в себе консультирование
родителей (законных представителей) по вопросам их взаимодействия с ребѐнком;
способам воспитания и построения продуктивного взаимодействия с детьми
дошкольного возрастов; способам организации и участия в детских деятельностях,
образовательном процессе.
Просветительское и консультационное направления Программы реализуются
через
- групповые родительские собрания, круглые столы, семинары-практикумы,
консультации, педагогические гостиные и другое;
- информационные
стенды, ширмы, папки-передвижки для родителей
(законных представителей);
- сайт ДОО и социальные группы в сети Интернет;
21
- медиарепортажи и интервью;
- фотографии, выставки детских работ, совместных работ родителей и детей; презентация семейных коллекций, реликвий.
Включают также и другие формы работы:
- совместные праздники и вечера, тематические досуги;
- прогулки и экскурсии для знакомства с историческими местами,
памятниками истории и культуры, учреждениями района и села;
- виртуальные музеи;
- посещение кинотеатров, театров, цирка;
- организация на основе увиденного фотовыставок, демонстрация снятых
видео;
- проектная деятельность: «Семейные традиции»;
- совместное выполнение с детьми творческих заданий на выходной день:
например, разрисовка силуэтов, лепка и украшение народной игрушки; - участие
в акциях.
При работе с родителями важно донести до них, что их роль при ознакомлении
детей с родным селом невероятно велика: их задачей является всемерное,
безотказное содействие своим детям в поиске информации, фотографий по
изучаемым темам. Родители рассказывают детям о родственниках, которые
защищают или защищали Отечество: служили в армии, воевали в ВОВ, в
Чеченской республике, находятся на СВО.
Родители могут помочь педагогам найти материалы по родному краю,
информацию о культурных событиях села, организовать встречу с интересными
людьми и т.п.
Совместная образовательная деятельность педагогов и родителей (законных
представителей) воспитанников предполагает сотрудничество в реализации
некоторых образовательных задач Программы, вопросах организации РППС и
образовательных мероприятий; поддержку образовательных инициатив родителей
(законных представителей) детей дошкольного возраста; разработку и реализацию
образовательных проектов ДОО совместно с семьей.
Педагоги самостоятельно выбирают педагогически обоснованные методы,
приемы и способы взаимодействия с семьями обучающихся, в зависимости от
стоящих перед ними задач.
2.3. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации
Программы.
Согласно ФОП ДО формы, способы, методы и средства реализации
Программы педагог определяет самостоятельно в соответствии с задачами
воспитания и обучения, возрастными и индивидуальными особенностями детей,
спецификой их образовательных потребностей и интересов.
22
Педагог может использовать различные виды детской деятельности детей
дошкольного возраста согласно ФГОС ДО.
Рекомендуются следующие организационные формы, позволяющие
эффективно решать задачи Программы:
- тематические беседы и занятия;
- целенаправленно организованные прогулки и экскурсии (по улице, к
магазину, школе, в библиотеку, в больницу, на почту, Дом культуры, к памятнику,
районный краеведческий муз и т.д.);
- организация или посещение выставок;
- проектная деятельность;
- праздники и развлечения (Новый год, Масленица, День Космонавтики, День
Победы, День Защитника Отечества, День Государственного флага России и др.);
- акции различной направленности
Например, экологические акции: акция по сбору макулатуры, «Сбережем
лесную красавицу»; «Покормите птиц зимой» и др.
Социальные акции: «Поздравляем с новым годом!», «Новогодние окна».
Патриотические акции «Георгиевская ленточка», «Бессмертный полк»;
- тематические выставки;
- встречи с интересными людьми;
- экологические рейды по детскому саду (Например, «Береги воду»),
(субботник).
Если педагог заинтересован в результате своего труда, он найдет много
организационных форм для реализации Программы. Педагогу необходимо самому
интересоваться и следить за событиями, происходящими в селе, отслеживать
информацию о проведении каких-либо мероприятий, акций, и отбирать материал,
подходящий для детей дошкольного возраста.
При организации обучения целесообразно дополнять традиционные методы
(словесные, наглядные, практические) методами, в основу которых положен
характер познавательной деятельности детей:
- распознающее наблюдение, рассматривание фотографий и картин, рассказы
педагога или детей, чтение, в старшем дошкольном возрасте - демонстрация кинои диафильмов, просмотр компьютерных презентаций;
- интерактивные экскурсии, панорамный вид;
- проблемные вопросы;
- сравнение (село раньше и теперь);
- чтение художественной литературы;
- упражнения на основе образца педагога, беседа, составление рассказов с
опорой на предметную или предметно-схематическую модель;
- творческие задания, экспериментирование;
- моделирование;
23
- изготовление макетов (например, макет Вечного огня, «Памятник
Неизвестному солдату»;
- работа детей с картой района и области: создание «Красной книги» и др.
Для решения задач воспитания и обучения целесообразно использовать
комплекс методов.
При реализации Программы педагог может использовать различные средства:
- демонстрационные и раздаточные;
- визуальные, аудийные, аудиовизуальные; - естественные и искусственные; реальные и виртуальные.
При ознакомлении детей с родным селом, педагог может использовать
различные технологии, в процессе реализации которых дети получают знания,
навыки по изучаемым темам.
- технология проектирования;
- экспериментирования;
- информационно – коммуникативные;
- здоровьесберегающие;
- игровые;
- музейно – педагогические технологии (если ограничено пространство –
создаются мини-музеи);
- технология «волонтерское движение», предполагающая разновозрастное
общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим;
- технология индивидуально – личностного общения с ребенком.
Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых
приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так
и для создания эмоциональной атмосферы занятий. Каждую тему необходимо
закреплять в игровой и продуктивной деятельности. Для этого используются все
виды игр: дидактические, настольные, театрализованные, сюжетно-ролевые,
подвижные. А также изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое
рисование, лепка.
Вся информация, данная воспитателем, должна вызывать в детях не только
положительные чувства и эмоции, но и стремление к деятельности. Это может быть
желание ребенка нарисовать то, о чем он только что услышал; рассказать
родителям или друзьям то, что он узнал от воспитателя; посадить около дома
цветы, чтобы его двор был красивее; не сорить и т.д. Воспитатель должен научить
дошкольников замечать вокруг положительное, что создается руками людей,
восхищаться этой работой, ценить и беречь то, что окружает детей.
2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы.
Выделяют следующими виды инициативы и связанные с ними виды
деятельности (культурные практики):
24
- творческая инициатива обеспечивает включенность ребенка в сюжетную
игру как основную творческую деятельность;
- инициатива как целеполагание и волевое усилие направлена на
включенность в разные виды продуктивной деятельности;
- коммуникативная инициатива;
- познавательная инициатива, или любознательность; - двигательная
активность (инициатива).
Для поддержки детской инициативы педагог поощряет свободную
самостоятельную деятельность детей, основанную на детских интересах и
предпочтениях.
Педагог должен уделять внимание развитию детского интереса к родному
селу, поощрять желание получать новые знания и умения, задавать познавательные
вопросы.
Педагог должен организовывать ситуации, способствующие активизации
личного опыта ребенка в деятельности, побуждающие детей к применению знаний
и умений при выборе способов деятельности.
Педагог должен расширять и усложнять в соответствии с возможностями и
особенностями развития детей область задач, которые ребенок способен и желает
решить самостоятельно.
Педагог должен поощрять проявление детской инициативы в течение всего
пребывания ребенка в ДОО, используя приемы поддержки, одобрения, похвалы.
Педагог должен создавать условия для развития произвольности в
деятельности, использовать игры и упражнения, направленные на поддержку
готовности и желание ребенка преодолевать трудности, доводить деятельность до
результата.
Педагог должен внимательно наблюдать за процессом самостоятельной
деятельности детей, в случае необходимости оказывать помощь детям, но
стремиться к ее дозированию.
Педагог должен поддерживать у детей чувство гордости и радости от
успешных самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и
достижений каждого ребенка, побуждать к проявлению инициативы и творчества
через использование приемов похвалы, одобрения, восхищения.
Таким образом, проводимая работа поможет обогатить знания детей о
прошлом и настоящем родного села, воспитать чувство любви и гордости за людей,
которые в нѐм живут, побудить детей проявлять естественный интерес к родному
краю.
25
III.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Объем образовательной нагрузки по Программе в возрастной группе
определен в соответствии с требованиями СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания».
Занятия в средней группе организуются в первую или во вторую половину дня.
Продолжительность занятия для детей 4-5 лет – не более 20 минут. Перерыв
во время занятий для гимнастики, не менее 2 минут.
В
соответствии
с
санитарными
правилами
СП
2.4.3648-20
«Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», при организации
образовательной деятельности предусматривается проведение физкультминуток
во время занятий, в том числе профилактических упражнений для глаз, для осанки.
Занятия с использованием электронных средств обучения проводятся в
возрастных группах от пяти лет и старше. Непрерывная и суммарная
продолжительность использования различных типов ЭСО на занятиях составляет:
Электронное средство обучения
Ноутбук
Возраст
ника
4–5
воспитан- Продолжительность, не
мин.,
более
На одном занятии
В день
10
15
Для воспитанников 4–5 лет продолжительность непрерывного
использования:
экрана с демонстрацией обучающих фильмов, программ или иной
информации, предусматривающих ее фиксацию в тетрадях воспитанниками,
составляет 5–7 минут;
наушников составляет не более часа. Уровень громкости устанавливается до
60 процентов от максимальной.
Во время занятий с использованием электронных средств обучения
воспитатели проводят гимнастику для глаз.
3.1. Материалы и оборудование для организации развивающей предметно
пространственной среды.
№
п/п
Наименование оборудования
Рекомендованное
количество
оборудования, шт.
26
1
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
25
Флаг района, области настенный.
Флаг РФ настольный
Тематический стенд о флаге, гербе района, области в формах,
доступных для детей старшего возраста, стенд
патриотического воспитания.
Комплект тематических пособий о флаге, гербе, гимне РФ в
формах, доступных для детей старшего возраста
Физическая карта России
Физическая карта Свердловской области
Карта (план) района, села
Глобус
Лэпбуки: «Карта профессий», «Патриотическое воспитание
детей»
Иллюстрации кукол в национальных костюмах
Мини-макет: «Кремль», «Русская изба»
Мини-музей «Русская изба»
Папки: «Государственные и народные праздники России»,
«Достопримечательности Москвы», «Символы стран», «Моя
родина – Россия»
Фото: «Моя семья», «Герб моей семьи», Генеалогическое
древо
Иллюстрации с предметами быта, лото «Предметы народного
быта»
Альбом фотографий домов воспитанников
Альбом фотографий зданий общественных учреждений
(детский сад, школа, больница, библиотека и т.д.)
Тематические карточки: «Народы России», «Народы мира»,
«Чудеса древнего мира», «Чудеса природы», «Патриотическая
символика»
Обучающие карточки: «Перелетные птицы России»,
«Зимующие птицы России», «Наша родина Россия»,
«Животные России», «Что ты знаешь о земле?», «Профессии»,
«Полевые цветы», «Овощи», «Фрукты», «Что ты знаешь о
воде?», «Что ты знаешь о погоде?»
Альбом фотографий праздников «День знаний», «Масленица»,
«Новый год», «День защиты детей», «День России» и т.д.
2
1
1
1
1
1
2
1
2
1
2
1
3
3
2
1
1
5
11
2
29
30
Фото «Природа родного края»
Дидактическое пособие «Красная книга Свердловской области»
1
1
31
Тематические папки «Предметы народного быта», «Нет дерева
сердцу милей», «Расскажи детям о хлебе», «Традиции и
обычаи русского народа».
Альбом лексическая тема «Моя страна – мой город»
Тематические альбомы «Георгиевская лента – символ дня
Победы», «Награды времен ВОВ», «Дети – герои», «Города –
герои».
1
36
1
1
27
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
53
55
Тематический альбом «Золотое кольцо России»
Репродукции художников «ВОВ»
Библиотека методической литературы ( в т.ч.
Информационные папки)
Библиотека художественной литературы для детей
Раскраски
Картотека подвижных игр
Картотека пальчиковых игр
Картотека стихов о Родине
Картотека пословиц, поговорок
Картотека физминуток
Настольно-печатные игры
Комплект дидактических игр
Набор парных картинок на соотнесение (сравнения): найди
отличия, ошибки
Разрезные картинки, разделенные прямыми и изогнутыми
линиями.
Серии картинок для установления последовательности событий
(реалистические истории)
Комплект записей музыкальных произведений для реализации
Программы (см.содержание образовательной деятельности)
Комплект записей со звуками природы, голоса птиц
Флеш-накопитель с презентациями по разным темам
Комплект переносного оборудования (переносной проектор с
колонками)
1
1
1
1
3
1
1
1
2-3
1
1
1
1
1
1
1
1
3.2. Примерный перечень пособий для реализации Программы.
Примерный перечень художественной литературы для детей:
Писатели Урала
П.П.Бажов «Серебряное копытце»,
П.П.Бажов «Малахитовая шкатулка»,
П.П.Бажов «Голубая змейка»,
Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – Длинные уши, Косые глаза,
Короткий хвост»,
Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про Комара Комаровича – Длинный нос и про
мохнатого Мишу – короткий хвост»,
Д.Н.Мамин-Сибиряк «Серая шейка».
Е.А.Пермяк «Заповедный остров» рассказы,
Е.А.Пермяк «Рассказы и сказки»,
Н.П.Шилов «Самсусам»,
Н.П.Шилов «Посвящение лягушки»,
Рассказы о войне,
28
«Русские сказки – Алеша Попович и Тугарин Змеевич»,
Русские народные сказки,
Джанни Родари «Чем пахнут ремесла? Какого цвета ремесла?».
Примерный перечень пособий для изобразительной деятельности:
Раскраска «Путешествие из Урала в Сибирь» Издательство «Малыш и Карлсон»,
Раскраска «В гости мы к купцу ходили» (Издание отпечатано в ОАО «Режевская
типография).
Раскраска «Матрешки» Издательство «Страна фантазий»,
Раскраска «Урало – Сибирская роспись» Издательство «Страна фантазий».
Примерный перечень ресурсов для педагогов:
1. Наумов Г.Г., Ермакова – 1 Деревенька моя….2020 г. Отпечатано в ООО
«Графика» г. Екатеринбург
2. Наумов Г.Г., Ермакова – 2 Они сражались за Родину! 2020 г. Отпечатано
в ООО «Графика» г. Екатеринбург
3.Харитончик Т.А., Правовое воспитание. Организация работы с педагогами,
детьми и родителями: семинары-практикумы, занятия, игры / авт.-сост.
Т.А.Харитончик. – 2-е изд. – Волгоград: Учитель, 2011. – 228 с.
4. Шорыгина Т.А., Беседы о правах ребенка. Методическое пособие для
занятий с детьми 5-10 лет. М.:ТЦ Сфера, 2008. – 144 с.
5. Дмитриенко З.С, Ветохина А.Я. Нравственно-патриотическое воспитание
детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое
пособие для педагогов. – СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,
2021. – 192 с.
6. Смирнова Т.В., Филиппова Т.Ю. Дошкольникам о Москве и родной стране
Москва, 2010. - 104 с.
7. Мы помним ваши имена Книга памяти и воинской славы Слободо –
Туринского района Издательство АМБ, 2015. – 756 с.
8. Ефанова З.А., Развитие речи Дополнительные: Москва Волгоград:
Издательско-торговый дом «Корифей», 2012.-96с.
9. Гальцова Е.А., Дошколятам досуг – хороший друг, познавательные,
развлекательные. Конкурсные и игровые мероприятия для старших дошкольников.
– Волгоград: Учитель, 2008. – 143 с.
10. Владимирская Л.А., От осени до лета (детям о природе и временах года в
стихах, загадках, пословицах, рассказах о православных праздниках, народных
обычаях и поверьях): Для воспитателей детских садов и музыкальных
руководителей/ сост. Л.А.Владимирская. – Волгоград: Учитель, 2006. – 159 с.
29
11. Кондрыкинской Л.А., Дошкольникам о защитниках Отечества.
Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ / под ред.
Л.А.Кондрыкинской. – М.:ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.
12. Нищева Н.В., Кириллова Ю.А., «Я люблю Россию!» Парциальная
программа Патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей старшего
дошкольного возраста (с 5 до 7 лет) в соответствии с ФОП. – СПб.: ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2024. – 128 с.
13. Куликова С.Ю., Детям о культуре и традициях русского народа. – СПб.:
Паритет, 2021 – 96 с.: ил.
Интернет - ресурсы
Приложений 1
Дидактические игры по ознакомлению с родным селом
Дидактическая игра «Герб района, области, России»
Цели: закрепить представления детей о гербе родного района, области, России.
Материал: шаблон-образец с изображением герба; контурный шаблон этого же
герба; «мозаика» герба района в разобранном варианте.
Ход игры: Детям предлагается рассмотреть герб города и отметить отличительные
особенности.
1.Дети по контурному шаблону при помощи шаблона-образца собирают из
мозаики герб района, области, России.
2.Дети собирают герб без помощи шаблона-образца, опираясь на память.
3.Детям предлагается собрать герб района из отдельных деталей при помощи
шаблонов-накладок.
Дидактическая игра «Правильный выбор»
Цель: знакомить с достопримечательностями села, развивать интерес к родному
краю, умение правильно классифицировать по назначению: Дом культуры, школа,
памятники, школьный сад и т.п.
Материалы: карточки, изображающие достопримечательности села и карточкирисунки (схемы), обобщающие достопримечательности по назначению Ход игры:
педагог предлагает ребенку выбрать из карточек слева схему любой
достопримечательности (например, «школа») и к ней подобрать три подходящих
картинки (рассказать где расположена, интересные факты).
Дидактическая игра «Правильный выбор»
Цель: формирование знаний о некоторых охраняемых растениях и животных
Саратовской области; развивать умение группировать и соотносить объекты,
выделяя базовые признаки
30
Материалы: картинки, изображающие животных, растения, птиц, насекомых,
занесенных в Красную книгу Свердловской области;
Ход игры: педагог предлагает ребенку выбрать из карточек справа эмблему
(например, «растения») и к ней подобрать три соответствующих изображения.
Далее педагог усложняет задание: «путает» изображения, выбирая одно,
неподходящее к эмблеме, и просит найти «лишнее», и объяснить «почему?».
Дидактическая игра «Было-стало или Ермакова сквозь время»
Цель: формировать умение различать достопримечательности по внешнему виду;
закрепить у детей названия достопримечательностей и их местоположение;
уточнить представления детей о достопримечательностях села,
Материалы: 10 картинок (5 пар), на которых изображены различные
достопримечательности села, относящиеся к разным временным отрезкам истории
села.
Ход игры: 1-й вариант – «Рассматривание картинок»
Воспитатель раздает детям картинки и организует рассматривание их, обращая
внимание на название достопримечательности, характерные особенности, на
ближайшее окружение (здания, деревья, одежду людей, транспорт и т.п.) 2-й
вариант «Найди пару». Один набор раздается играющим, другой остается у
ведущего. Ведущий показывает по очереди картинки и называет изображенную на
картинке достопримечательность. Спрашивает: «У кого такая же?». Каждый
получающий
картинку
должен
назвать
изображенную
на
ней
достопримечательность.
3-й вариант - «Расскажи про свою картинку». Дети по предложению ведущего
описывают свою картинку, обращая внимание на характерные особенности, на
ближайшее окружение (здания, деревья, одежду людей, транспорт и т.п.)
4-й вариант «Загадки». Один набор картинок раздается играющим , другой остается
у ведущего. Ведущий описывает изображение на картинке, не показывая его.
Играющие должны по описанию угадать, о чем идет речь, и назвать
достопримечательность.
Дидактическая игра «Я знаю … названий»
Цель: закрепить представления детей о природе родного края, профессиях,
достопримечательностях села и т.д.
Для младших дошкольников
Материал: мяч, предметные картинки, фотографии
Ход игры: Ведущий: «Я знаю пять (три) названий …» и кидает мяч тому, кто
должен ответить. Ребенок отвечает с опорой на предметные картинки, а ведущий
считает: «Раз, два…». Если ребенок назвал все правильно – становится ведущим.
Для старших дошкольников Материал: мяч.
31
Ход игры: Игроки садятся в круг и перекатывают друг другу мяч со словами: - Я
знаю.
- Три (пять, семь….)
- Названий профессий! (цветов, птиц, животных)
И далее, все по очереди должны называть названия того, что было задано:
- Врач - раз! Строитель - два! Воспитатель - три.
Тот, кто не смог ответить в свою очередь - отдаѐт фант.
Как правило, в такой игре дети быстро запоминают все названия и со временем
количество названий увеличивается.
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Цель: закрепление представлений о природе родного края. Развитие логического
мышления.
Материал: макет телевизора, экран которого разделен на 4 части, карточки с
птицами, животными и растениями, обитающими на территории Свердловской
области. Карточки с птицами, животными и растениями России и других стран.
Ход: Ведущий вставляет в экран карточки с изображениями животных, птиц или
растений. Дети находят и исключают тех, которые не живут (не растут) в
Свердловской области, объясняют почему. Эта игра постоянно пополняется по
мере накопления материала.
Дидактическая игра «Почему так назвали?» и наоборот «Кого так
называют?»
Цель: упражнять в образовании слов (профессии, спортсмены) Конькобежец –
бегает на коньках; Лыжник – … , Саночник… НАОБОРОТ: Тот, кто играет в
хоккей – хоккеист, катается на коньках – фигурист, Саночник – катается на
санках;
Дидактическая игра «Кому что нужно?»
Цель: обучение употреблению имѐн существительных в дательном падеже.
Клюшка нужна …хоккеисту; Санки нужны …, Шайба нужна-… и т.д.
Мука нужна…пекарю, кирпич нужен…строителю и т.д
Дидактическая игра «Найди пару»
Материал: набор карточек, разделенных на две половинки (например, спортсменинвентарь, здание-профессия и т.п.)
Ход игры: ведущий выкладывает все карточки изображением вниз. Участники
выбирают одинаковое количество карточек и договариваются об очередности.
Первый игрок выкладывает любую карточку изображением вверх. Другой
участник –выбирает подходящую профессию. Например, Школа-профессия
учитель и т. д.
32
Дидактическая игра «Мой адрес»
Цель: Формирование знаний и умения детей называть свой домашний адрес,
номер дома, квартиры, телефона. Материал: мяч Ход игры:
все встают в круг, воспитатель передаѐт мяч ребѐнку и говорит: «Я живу по
адресу…», ребѐнок продолжает, называя свой адрес, и передаѐт мяч соседу и т. д.
Дидактическая игра «Разложи предметы по домам»
Цель: формирование у детей представления о разнообразии зданий в нашем селе и
об их назначении, развитие у логического мышления, формирование умения
классифицировать предметы по какому-либо признаку, воспитание интереса к
родному селу.
Ход игры: Детям предлагается разложить отдельные карточки, на то поле,
которому они соответствуют. Например: в магазин положить те предметы, которые
необходимы в магазине. Для проверки можно предложить детям перевернуть
карточки изнаночной стороной, если карточки одного цвета, то задание выполнено
верно. Можно играть с подгруппой детей, в этом случае водящий показывает
карточки, а играющие выбирают нужную картинку.
Дидактическая игра «Найди свой дом»
Цель: Формирование у детей знания о своем селе, о месте своего дома в нем, о
разнообразии зданий, развитие у детей внимательности, наблюдательность, умение
находить свой дом среди нескольких; воспитание у детей интереса к родному селу.
Ход игры: Детям предлагаются карточки, на которых изображено несколько
зданий, необходимо найти свой дом и аргументировать ответ.
Дидактическая игра «Загадки о родном крае»
Цель: Закрепление знаний о родном крае, развитие воображения, памяти,
мышления.
Ход игры: Воспитатель загадывает загадку о каком – нибудь месте, а дети
отгадывают.
Например: Это здание стоит на … улице. Оно большое, с множеством окон. Каждое
утро родители приводят туда своих детей, чтобы они играли, занимались, общались
друг с другом.
Дидактическая игра «Что лишнее?»
Цель: формировать начальные представления дошкольников об истории и
культуре своей малой родины, народов, живущих в ней
Материал: карточки «Народы Поволжья»
33
Ход игры: Педагог предлагает детям по четыре картинки, одна из которых не
относится к русским (татарам и т.п.) дети должны сказать, что лишнее и ответить,
почему они так решили.
Дидактическая игра «Угадай на слух вид транспорта»
Цель: учить детей определять на слух, какому виду транспорта соответствует
характерный шум, повторить виды транспорта, упражнять в умении
классифицировать транспорт по видам, активизировать словарь детей словами
названиями транспортных средств, профессий людей, управляющих этими
транспортными средствами
Ход игры: Воспитатель по очереди включает детям запись характерных шумов и
сигналов, производимых различными видами транспорта - гул самолѐта, звук
работающего автомобильного мотора, трактора. После прослушивания фрагмента
записи дети должны определить, какому виду транспорта соответствует
характерный шум.
Дидактическая игра «Знаешь ли ты свое село»
Цель: уточнить и закрепить знания детей о родном селе.
Ход игры: Каждому ребенку дают по три иллюстрации с изображением различных
достопримечательностей родного села. У воспитателя карточки одного цвета
(фишки). Воспитатель называет достопримечательность и спрашивает, у кого из
детей есть такая иллюстрация. При правильном ответе ребенок получает фишку и
закрывает ту иллюстрацию, которую назвал. В ходе этой игры дети стремились
получить фишки, были внимательны и сосредоточенны, пытались вспомнить всѐ,
о чем говорилось ранее.
Приятной Вам игры!
34